Залатали дыры
На улучшение финрезультатов сибирских аэропортов повлияла переориентация с международных линий на внутренние. Фото Виктора Коротаева
Компании-операторы всех десяти крупнейших аэропортов в регионах Сибири в 2021 году увеличили выручку по сравнению с предыдущим годом. Наибольшую динамику показали алтайские авиаузлы — АО «Авиапредприятие „Алтай”» (Барнаул) увеличило выручку в 1,8 раза (до 1,28 млрд руб.), АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (находится под управлением «АФК Системы») — вдвое (до 773,7 млн руб.). Выручка кемеровского ООО «МАК им. А. А. Леонова» (входит в «Новапорт») выросла по сравнению с 2020 годом в 1,6 раз (до 504,7 млн руб.), но вместе с тем компания стала единственным сибирским оператором аэропортов, показавшим отрицательный финансовый результат по итогам 2021 года — 53,3 млн руб. убытка против 49,4 млн руб. чистой прибыли годом ранее. В 2019 году аэропорт Кемерова при сопоставимой выручке заработал 148,8 млн руб. В компании пояснений о причинах снижения результатов оперативно получить не удалось — в пресс-службе не ответили на звонки.
Самые лучшие финансовые результаты показали аэропорты Новосибирска (Толмачево) и Красноярска (Емельяново). АО «Аэропорт „Толмачево”» (входит в «Новапорт») увеличил выручку на 24,7% относительно 2020 года и на 14,4% по сравнению с допандемийным 2019 годом — до 6,63 млрд руб. Чистая прибыль составила около 3 млрд руб., что почти на 40% превысило показатель 2019 года и на 27% — результат 2020 года. В Толмачево улучшение финансовых показателей связывают, прежде всего, с ростом активности грузовых перевозок. По данным пресс-службы авиаузла, «за 2021 год грузопоток составил 35,1 тыс. тонн, что на 2,9% превышает показатель 2019 года и является рекордным значением для аэропорта».
ООО «Аэропорт „Емельяново”» в 2021 году получило выручку на 28% превышающую докоронавирусную и на 36,7% больше показателя 2020 года. При обороте около 4 млрд руб., оператор аэропорта заработал 1,07 млрд руб. Чистая прибыль с 2019 года выросла в 3,8 раза. Пресс-служба Емельяново ранее отмечала, что 2021 год стал рекордным для аэропорта по многим показателям: количество взлет-посадок в Емельяново в 2021 году составило 18,1 тыс. и на 18%, превысило предыдущий рекорд (2019 год), грузооборот по отношению к 2020 году увеличился на 18,3% (до 19,4 тыс. тонн). Пассажиропоток впервые за 41 год работы достиг 2,7 млн человек.
Иркутский аэропорт — третий в Сибири по пассажиропотоку — закончил 2021 год с выручкой 2,45 млрд руб. (+38% к 2020 году) и чистой прибылью 821,5 млн руб. (рост в 3,2 раза). Оператор — АО «Международный аэропорт Иркутск» — заработал на уровне 2019 года при снижении оборота на 23,4%.
Не восстановили финансовые показатели до допандемийного уровня три сибирских аэропорта. Наибольшее снижение чистой прибыли показали операторы омского и томского авиаузлов — соответственно в 8,4 раза (до 19,2 млн руб.) и 2,5 раза (до 126,2 млн руб.). Аэропорт Томска по итогам 2021 года продемонстрировал самое заметное в Сибири падение пассажиропотока относительно 2019 года — на 34% (в 2021 году он обслужил 487 тыс. пассажиров). В пресс-службе авиапредприятия среди причин такого снижения указывали реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Именно рост пассажиропотока и переориентация с международных на внутренние линии, по мнению эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, повлияли на улучшение финансовых результатов сибирских аэропортов. «Для аэропортов это выгоднее. Пассажир международных линий улетает из страны, а пассажир внутренних линий из одного регионального аэропорта вылетел, в другой прилетел — два региональных аэропорта получают прибыль от одного пассажира», — объяснил господин Борисов. Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на фоне введения антироссийских санкций господин Борисов считает невозможным. «Аэропорты только что пережили ситуацию с пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Она привела к появлению существенных убытков у большинства игроков. Сейчас, конечно, речь должна идти о латании появившихся у них за этот период дыр. Поэтому говорить о том, что в настоящее время у аэропортов есть какая-то серьезная подушка безопасности (перед возможным новым кризисом — „Ъ”), я бы не рискнул», — считает он.
Дарья Решетникова