Залатали дыры

Пять сибирских аэропортов в 2021 году превзошли по выручке допандемийные показатели
Крупнейшие сибирские аэропорты по итогам 2021 года улучшили финансовые результаты, пять из них обогнали показатели докризисного 2019 года по выручке. Единственным исключением стал кемеровский авиаузел, который впервые за последние пять лет получил чистый убыток вместо прибыли. Эксперты предупреждают, что полученную после провалов пандемии прибыль вряд ли можно считать серьезной подушкой безопасности в условиях санкций.

На улучшение финрезультатов сибирских аэропортов повлияла переориентация с международных линий на внутренние. Фото Виктора Коротаева

Компании-операторы всех десяти крупнейших аэропортов в регионах Сибири в 2021 году увеличили выручку по сравнению с предыдущим годом. Наибольшую динамику показали алтайские авиаузлы — АО «Авиапредприятие „Алтай”» (Барнаул) увеличило выручку в 1,8 раза (до 1,28 млрд руб.), АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (находится под управлением «АФК Системы») — вдвое (до 773,7 млн руб.). Выручка кемеровского ООО «МАК им. А. А. Леонова» (входит в «Новапорт») выросла по сравнению с 2020 годом в 1,6 раз (до 504,7 млн руб.), но вместе с тем компания стала единственным сибирским оператором аэропортов, показавшим отрицательный финансовый результат по итогам 2021 года — 53,3 млн руб. убытка против 49,4 млн руб. чистой прибыли годом ранее. В 2019 году аэропорт Кемерова при сопоставимой выручке заработал 148,8 млн руб. В компании пояснений о причинах снижения результатов оперативно получить не удалось — в пресс-службе не ответили на звонки.

Самые лучшие финансовые результаты показали аэропорты Новосибирска (Толмачево) и Красноярска (Емельяново). АО «Аэропорт „Толмачево”» (входит в «Новапорт») увеличил выручку на 24,7% относительно 2020 года и на 14,4% по сравнению с допандемийным 2019 годом — до 6,63 млрд руб. Чистая прибыль составила около 3 млрд руб., что почти на 40% превысило показатель 2019 года и на 27% — результат 2020 года. В Толмачево улучшение финансовых показателей связывают, прежде всего, с ростом активности грузовых перевозок. По данным пресс-службы авиаузла, «за 2021 год грузопоток составил 35,1 тыс. тонн, что на 2,9% превышает показатель 2019 года и является рекордным значением для аэропорта».

ООО «Аэропорт „Емельяново”» в 2021 году получило выручку на 28% превышающую докоронавирусную и на 36,7% больше показателя 2020 года. При обороте около 4 млрд руб., оператор аэропорта заработал 1,07 млрд руб. Чистая прибыль с 2019 года выросла в 3,8 раза. Пресс-служба Емельяново ранее отмечала, что 2021 год стал рекордным для аэропорта по многим показателям: количество взлет-посадок в Емельяново в 2021 году составило 18,1 тыс. и на 18%, превысило предыдущий рекорд (2019 год), грузооборот по отношению к 2020 году увеличился на 18,3% (до 19,4 тыс. тонн). Пассажиропоток впервые за 41 год работы достиг 2,7 млн человек.

Иркутский аэропорт — третий в Сибири по пассажиропотоку — закончил 2021 год с выручкой 2,45 млрд руб. (+38% к 2020 году) и чистой прибылью 821,5 млн руб. (рост в 3,2 раза). Оператор — АО «Международный аэропорт Иркутск» — заработал на уровне 2019 года при снижении оборота на 23,4%.

Не восстановили финансовые показатели до допандемийного уровня три сибирских аэропорта. Наибольшее снижение чистой прибыли показали операторы омского и томского авиаузлов — соответственно в 8,4 раза (до 19,2 млн руб.) и 2,5 раза (до 126,2 млн руб.). Аэропорт Томска по итогам 2021 года продемонстрировал самое заметное в Сибири падение пассажиропотока относительно 2019 года — на 34% (в 2021 году он обслужил 487 тыс. пассажиров). В пресс-службе авиапредприятия среди причин такого снижения указывали реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

Именно рост пассажиропотока и переориентация с международных на внутренние линии, по мнению эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, повлияли на улучшение финансовых результатов сибирских аэропортов. «Для аэропортов это выгоднее. Пассажир международных линий улетает из страны, а пассажир внутренних линий из одного регионального аэропорта вылетел, в другой прилетел — два региональных аэропорта получают прибыль от одного пассажира», — объяснил господин Борисов. Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на фоне введения антироссийских санкций господин Борисов считает невозможным. «Аэропорты только что пережили ситуацию с пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Она привела к появлению существенных убытков у большинства игроков. Сейчас, конечно, речь должна идти о латании появившихся у них за этот период дыр. Поэтому говорить о том, что в настоящее время у аэропортов есть какая-то серьезная подушка безопасности (перед возможным новым кризисом — „Ъ”), я бы не рискнул», — считает он.

Дарья Решетникова