Законное препятствие

Так называемые «лежачие полицейские» в Иркутске выглядят странно — асфальтовые нашлепки, как правило, без специальной разметки и тем более без предупреждающих знаков рядом, имеют мало общего с «искусственными неровностями», встречающимися на дорогах Красноярска, Сочи, Москвы и других российских городов. Сомнительно также, что они эффективно выполняют свою основную функцию — предотвращение наезда на пешеходов: по данным иркутского ГИБДД, пока число ДТП с участием пешеходов в Иркутске только растет. Как и число жалоб водителей на бестолковые, по их мнению, сооружения, испытывающие подвеску на прочность.

Эксперимент закончен

Согласно специальным методическим рекомендациям, установка искусственных неровностей на дорогах должна снижать число ДТП с участием пешеходов в среднем на 20 %. В иркутском ГИБДД прогнозировали даже 80-процентное снижение и размещением «лежачих полицейских» занимались активно с 2003 года. Как отметил старший государственный инспектор отделения дорожной инспекции ГИБДД УВД г. Иркутска Максим Пицук, тогда установка подобных искусственных преград носила экспериментальный характер, городская администрация шла на согласование установки «лежачих полицейских» без особых проблем.

Сегодня иркутские дороги «украшают» около двух десятков этих принудительных ограничителей скорости, а вот новых искусственных неровностей на улицах практически не появляется. В ГИБДД хотели бы ограничить водителей на улицах Вампилова (остановка транспорта «Магистральная»), Терешковой (2-я Железнодорожная), Академическая (остановка «Кинохроника»), Р. Люксембург (остановка «Россия»), 8-й Советский переулок — в 10 местах в общей сложности.

— Правда, пока есть вероятность монтажа «полицейского» только в одном месте, на улице Трактовой, — говорит Максим Пицук.

Первый заместитель мэра Иркутска Олег Шандрук сообщил AL, что, по его мнению, в ближайшее время надобность в приспособлениях для принудительного снижения скорости машин и вовсе отпадет — года через два в Иркутске будет столько автомобилей, что они сами не смогут развивать скорость выше 20 км/ч.

Сегодня иркутские дороги «украшают» около двух десятков этих принудительных ограничителей скорости, а вот новых искусственных неровностей на улицах практически не появляется.

— В Иркутске сосредоточено около тридцати процентов автомобильного транспорта области. С 1995 по 2004 год общая численность автопарка увеличилась почти на 50 процентов и, по данным обследования, которое проводило ГипродорНИИ, пропускная способность улиц города практически исчерпана, — поясняет заместитель мэра.

По мнению работников ГИБДД и городских властей, для снижения аварийности нужно разгрузить улицы, и выход здесь один — строительство двухуровневых развязок, подземных или надземных переходов.

— Все понимают, что без них через два-три года вообще невозможно будет двигаться по городу, — отмечает Олег Шандрук. А «лежачие полицейские», по его словам, вскоре будут демонтироваться на улицах с плотным движением транспорта. Установка новых возможна только на периферии города, «там, где молодежь любит гонять на больших скоростях».

Призрачный эффект

Пока же, по данным пресс-службы ОГИБДД Иркутска, искусственные неровности дают положительный результат. В качестве наглядного примера Максим Пицук приводит пешеходный переход в районе остановки «Стоматологическая поликлиника» в микрорайоне Солнечный Иркутска, который после установки искусственной неровности перестал быть очагом аварийности — за последние два года здесь не было зарегистрировано ни одного происшествия с пострадавшими, как и в районе остановки «Проспект Жукова». В то же время, по итогам пяти месяцев текущего года, статистика произошедших в городе ДТП по-прежнему свидетельствует о росте числа погибших или пострадавших.

Законный нестандарт

В ГИБДД не отрицают и проблем, связанных с «лежачими полицейскими». Много жалоб поступает от коммунальных служб города, особенно когда приходит время чистить улицы от снега, жаловаться на «лежачих полицейских» продолжают и иркутские водители. По их словам, такие преграды не решают проблемы аварийности на дорогах, а только создают дополнительные пробки. Отсутствие в большинстве случаев специальной разметки и знаков, указывающих на наличие искусственной неровности, приводит к поломкам. Многие водители не против таких искусственных ограничителей, главное, по их словам, чтобы они соответствовали стандартам. «Иначе избежать удара по днищу машины никак не удастся», — отмечают автолюбители.

В свою очередь в ГИБДД утверждают, что практически все «лежачие полицейские» в городе установлены в соответствии с ГОСТами и СНиПами. По словам Максима Пицука, был только один случай, когда искусственную дорожную неровность установили с нарушениями, которые сейчас устраняются.

Это заявление выглядит очень странно, если учесть, что на федеральном уровне специальный ГОСТ для дорожных искусственных неровностей так и не был разработан. Это значит, что, поскольку единого стандарта для резиновых или асфальтовых «полицейских» в стране нет, местные власти должны устанавливать их сами. Так, в Москве решением правительства еще в 2000 году были приняты «Временные нормы и правила на устройство искусственных дорожных неровностей», определяющие «внешность» и степень дружелюбности «лежачих полицейских». Согласно этому документу, в столице высота «лежачих полицейских» не должна превышать десяти сантиметров — если необходимо снизить скорость транспорта до 10 км/час. В других случаях препятствие ниже. Кроме того, искусственное препятствие должно быть окрашено в желтый люминесцентный цвет и обозначено дорожными знаками. Для большего снижения скорости должно быть установлено несколько препятствий с постепенным увеличением высоты и ширины, а не одно необъезжаемое, как это принято, скажем, в Иркутске. И главное: установка «лежачих полицейских» в местах проезда общественного транспорта в Москве определяется как «нежелательная», а на улицах с движением троллейбусов искусственные преграды сооружать и вовсе запрещено.

В Иркутске же никаких документов, регламентирующих установку «лежачих полицейских», нет в принципе.

— Наша организация не против установки искусственных дорожных неровностей, но мы за законность их размещения, эксплуатации, — говорит президент региональной автодорожной ассоциации «РАДА» Виктор Григоров. — Пусть «лежачие полицейские» соответствуют закону о безопасности дорожного движения — он гласит, что все муниципальные дороги находятся в ведении муниципальных образований и порядок их содержания регламентируется актами местного самоуправления. Это значит, что в случае возникновения необходимости установки дорожных неровностей муниципалитет обязан издать нормативные акты, регламентирующие порядок размещения «лежачих полицейских», материалы, применяемые для их сооружения, основные параметры и размеры и т.д. У нас в городе такая правовая база отсутствует, а без нее эти искусственные неровности — всего лишь кучи асфальта, — объясняет господин Григоров.

Государство нам должно

Все попытки ассоциации привлечь внимание городской администрации и областной прокуратуры к отсутствию необходимых нормативных документов не увенчались успехом. «На все обращения мы получали только отписки», — отмечает руководитель «РАДА». Остаются «без движения» и обращения в Свердловский суд Иркутска и в областной суд — поступают официальные ответы с формулировкой «заявителем предоставлено недостаточно фактических обоснований».

— В областном суде меня вообще попросили доказать, что я являюсь участником дорожного движения, то есть — либо водителем, либо пешеходом, либо пассажиром, — с улыбкой рассказывает Виктор Григоров.

Между тем проблема действительно есть. Специалисты признают, что «лежачий полицейский» вполне может повредить подвеску, глушитель, бампер, а иногда и агрегаты автомобиля. В подобных случаях можно и нужно жаловаться на досадную неровность в соответствующие органы. Сразу же после получения повреждений следует вызвать на место инспектора ГИБДД и оформить происшествие как ДТП. Компенсировать ущерб в этом случае будет специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГИБДД. Если СМЭУ откажется платить, придется обращаться в суд.

Впрочем, как признают юристы, если выиграть дело в суде против СМЭУ еще можно, то получить материальную компенсацию крайне трудно — как и от любого другого госучреждения.