Зачистка от недобросовестных перевозчиков

Отношения маршрутчиков и пассажиров простыми не назовешь. Первые за рулем разговаривают по мобильному, сигналят по поводу и без, ездят то слишком медленно, то слишком быстро, не соблюдают интервал движения, а после десяти вечера транспорт в Иркутске вообще прекращает движение: не дождаться и не сесть. Пассажиры в свою очередь хлопают дверьми, портят сидения, тоже громко разговаривают по телефону, но почему-то очень тихо просят о нужной остановке. В общем, конфликты в салоне — устоявшаяся норма. Когда не получается «разрулить» ситуацию на месте, жалобы сыплются в городскую администрацию, в управление транспорта. И если с официальными перевозчиками и их водителями еще как-то можно строить диалог, то нелегалы — это отдельная головная боль.

От нелегалов в любой сфере ничего доброго ждать не приходится: для них, как известно, закон не писан. О соблюдении норм и правил они не особо-то заботятся, ведь в любом случае самое главное они уже нарушили — занимаются тем, чем им в принципе не дозволено. Правда, как говорят представители администрации города Иркутска, в сфере городских пассажирских перевозок число нелегалов за последний год сократилось до минимума. Свою роль в этом сыграли регулярные контрольные мероприятия.

«С начала 2017 года в Иркутске прошло более 100 рейдов по выявлению нелегальных перевозчиков. В июне проведено девять рейдовых мероприятий, проверено 29 муниципальных маршрутов, составлено 27 протоколов, 21 постановление об административном правонарушении», — сообщила пресс-служба мэрии.

Очередная плановая проверка состоялась 13 июля. Организаторы рейда — ОГИБДД «Иркутское», специалисты межрегионального управления государственного автодорожного надзора и администрация Иркутска — отчитались: выявлены нарушители федеральных законов об организации пассажирских перевозок и лицензирования. Корреспондент «АН» и еще несколько иркутских «смишников» вместе с инспекторами ГИБДД тоже дежурили на дороге, сначала на площади графа Сперанского (или сквере Кирова, кому как нравится), а потом на участке возле 130-го квартала и музыкального театра, где проходят маршруты от Центрального рынка в сторону ул. Байкальской и плотины ГЭС.

Как сообщил начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Булат Тугутов, цель таких мероприятий — выявление нарушителей, в том числе злостных, и принятие соответствующих мер. «Частые нарушения — отсутствие маршрутной карты, лицензии на оказание услуг по перевозке, несоблюдение расписания. Грубейшие нарушения требований безопасности могут стать причиной привлечения водителя или собственника к уголовной ответственности», — рассказал Булат Тугутов.

Пассажиры — на выход, водителям — штраф

Как объяснили журналистам представители автоинспекции, нормы закона обязывают при осуществлении пассажирских перевозок иметь карту маршрута. Если ее нет — это прямое нарушение. Правда, водители довольно часто с такой формулировкой не согласны.

«Нарушений никаких нет, единственное — нет карты», — раздосадовано высказался один их тех, кого «тормознули» автоинспекторы. Юрий был за рулем «пазика» №30, вез людей из отдаленного района Ново-Ленино в центр города. На стекле его автобуса — наклейка ООО «Пантера». Кажется, автоинспекторы такой и ждали. Название этой транспортной компании в последнее время часто мелькало в местных новостях и даже журналистских расследованиях.

«Че-то с администрацией, вроде пока идет суд, мы можем работать — так нам сказали. Путевки выдают, проходим доктора, механика, смотрят машины, единственное, нет этой карты, и нам уже почти год мозги пудрят», — заявил водитель, в отношении которого было составлено предписание. Понять мужчину можно, он человек подневольный, терять работу не хочет, потому, скорее всего, следует указаниям начальства. «Год разбираются, а нас останавливают на каждой остановке. Получается, водитель виноват, и все. Вы приезжайте в контору, где нам выдают путевки. Разберитесь, почему нас на маршрут выпускают», — предложил Юрий журналистам.

Представители муниципальных властей прокомментировали: «Деятельность частного перевозчика на маршруте №30 «Ново-Ленино — Ц. Рынок» была признана незаконной в судебном порядке».

Дело в том, что в конце июня Ленинский районный суд Иркутска признал незаконной работу ООО «Пантера» на новоленинском маршруте. Комментируя решение, представитель суда тогда сообщила порталу Ircity.ru: «Это был иск прокурора к ООО «Пантера» о незаконности производимых перевозок. В судебном заседании установлено, что они производили перевозки без надлежащего оформления документов, то есть не было договора, заключенного с администрацией, не было схемы, по которой они должны были работать».

А вот сам перевозчик уверен, что у него откровенно «отжимают» маршрут. Якобы ООО «Пантера» заявлялось на получение карты маршрута №30, но организации было отказано (как пояснял начальник управления транспорта Евгений Владимирский, в связи с наличием ДТП). В сентябре 2016 года право на перевозку по маршруту №30 по итогам открытого конкурса получило МУП «Иркутскавтотранс», но «Пантера» от прибыльной деятельности не отказалась. Противостояние перевозчика и городских властей продолжается. А водители хотя и ругаются, но, кажется, уже привыкли и заранее знают, каким будет сценарий: автоинспектор — предписание — новый рейс.

Впрочем, по итогам рейда от ГИБДД «досталось» не только «Пантере». Высадить пассажиров и пройти с автоинспекторами для оформления нарушения пришлось и водителю ООО «Бригада», которое работает на маршруте №2: «Областная больница — Ц. Рынок». Как выяснилось, разрешения на деятельность тоже нет. Вот только раскаяния в глазах нарушителя мы не увидели, скорее агрессию. Дескать, что пристали? Интересно, после рейда водитель, которого «пожурили», рискнет снова выйти на маршрут?

Добро пожалуйтесь

Во время охоты на нелегалов мы адресовали начальнику городского управления транспорта и начальнику отдела пассажирских перевозок несколько вопросов на отвлеченные темы. Когда речь заходит о маршрутках и автобусах, иркутян ведь не только «черные» перевозчики беспокоят.

Например, очень волнует горожан проблема несоблюдения расписания движения транспорта. Кто контролирует этот вопрос? «Во-первых, с помощью современных средств навигации такой контроль может и должен обеспечивать сам руководитель предприятия, осуществляющего перевозки, — объяснил Николай Лановенко. — Во-вторых, мы тоже можем запросить эту информацию. Но нужно учитывать, что в утренние и вечерние часы в городе — пробки, расписание сбивается, и тогда перевозчик пытается хотя бы соблюдать интервал движения между автобусами. Это более объективный показатель».

Где узнать, как часто и до какого времени ходит маршрутка? Сейчас на сайте горадминистрации размещено только расписание автобусов МУП «Иркутск­автотранс», но нам пообещали, что в ближайшее время там появится информация и от частных перевозчиков. Более того, ее собираются встроить и в справочник 2ГИС.

Можно ли повлиять на расписание? Чиновники говорят, что да. К ним периодически поступают такие обращения, они анализируют ситуацию и, если понимают, что изменения объективно нужны, утверждают новое расписание. В качестве примера прозвучали маршруты №33 и №62, по которым с января месяца жалобы поступать перестали.

Ведется ли работа с перевозчиками, которые вечером раньше времени «сворачивают» движение? Таким компаниям, по словам представителей администрации города, выставляется требование. Руководство должно провести работу с водителями и теми, кто внутри компании отвечает за выпуск транспорта на линию.

А если перевозчику не удается или он не особо старается навести порядок в работе своих автобусов и маршруток? «В случае выявления систематического нарушения, которое влияет на качество услуги — к примеру, того же расписания или прочих существенных условий договора, управление транспорта может принять меры к одностороннему расторжению контракта, — заявил Булат Тугутов. — Будет объявлен новый конкурс. И на маршрут зайдет более добросовестная компания. Желающих много».

В общем, не стесняйтесь жаловаться. По опыту скажем: в управлении транспорта недовольным легко дают прямой мобильный телефон владельца маршрута, которому можно высказать всю правду о его работниках. Специалисты управления также намерены фиксировать все телефонные обращения в документ. Будет, что проанализировать и предъявить перевозчику.

Ольга Брайт