Забвение и слава «Ангары»

Старейшему в мире ледоколу исполняется 120 лет
Как невозможно представить Ленинград без крейсера «Аврора», Владивосток — без «Красного вымпела», так Иркутск невозможно представить без «Ангары». Это паровое судно — старейший из сохранившихся ледоколов в мире, один из пяти — дореволюционной постройки. Ледокол уцелел во время гражданской войны под обстрелами белогвардейцев. В советское время судно не раз было на волоске от гибели. А в 1990 году «Ангара» навсегда обосновалась у специального пирса в микрорайоне Солнечный. О том, как всем миром спасали ледокол, который тонул, горел и чуть не был сдан в металлолом, рассказывает заместитель председателя Иркутского регионального отделения ВООПИК Светлана Утмелидзе.

сли бы не Иркутское отделение общества охраны памятников истории и культуры, известные историки, журналисты и жители Иркутской области, не стоял бы сегодня уникальный корабль в Солнечном. История возвращения «Ангары» из небытия драматична. Когда Восточно-Сибирское речное пароходство списало ледокол с баланса, власти приняли решение передать его ДОСААФ, для чего капитан Казимир Андрулайтис осуществил сложнейшую проводку «Ангары» с Байкала через перекат Исток в Иркутское водохранилище. Но у ДОСААФ не хватило средств для его содержания, и организация отказалась от судна.

В 1975 году Николай Салацкий, будучи председателем Иркутского горисполкома, узнал, что кто-то ходит по кабинетам и пытается найти средства на разрезку ледокола в металлолом. Глава города решил спасти ледокол и создать на нём музей Октябрьской революции и гражданской войны, приближалась юбилейная дата. Даже разработали концепцию музея… Николай Францевич добился, чтобы корабль отбуксировали из залива Иркутского водохранилища к плотине ГЭС. Деньги на восстановление судна начал собирать обком комсомола.

Трижды спасал «Ангару»

Водолаз Владимир Волокитин за годы своей работы не раз поднимал со дна затонувшие суда. Но главным достижением своей жизни он считает трижды спасенный ледокол «Ангара». Волокитин даже шутливо называет судно своим памятником.

По словам Владимира Николаевича, в 1975 году в Чертугеевском заливе ледокол сел на дно: клинкеты кто-то открыл, вытащил пробки в борту, лед растаял и «Ангара» потонула. Мужчина спускался под воду, затыкал дыры. Потом из судна откачали воду и отбуксировали к плотине. А в 1984 году ледокол опять затонул. Вновь потребовалась помощь водолаза. Потом «Ангару» увели в Мельничную Падь. И там ледокол тонул — пришлось Владимиру Николаевичу спасать ледокол в третий раз.

Но комсомольцы так и не смогли найти необходимые средства. Корабль долгое время стоял у плотины полузатопленный. Салацкий, уже работая в Обществе охраны памятников, посчитал своим долгом восстановить ледокол. Договорился с водолазами, и судно подняли. Организовал полное обследование судна, и комиссия вынесла вердикт: ледокол можно восстановить, но нужен капитальный ремонт.

На следующее утро после совещания нам звонят иркутяне и спрашивают: «А где ледокол?» Оказывается, той же ночью по решению, как нам сказали, первого секретаря обкома партии ледокол отбуксировали в Мельничную Падь. Руководство решило, что ржавое судно город не украшает.

Но Николай Францевич был человеком принципиальным и деятельным, всегда добивался поставленных целей. Механик-наставник Восточно-Сибирского речного пароходства Виталий Брянцев предложил поднять ледокол, который лежал на боку в заливе, при помощи плавучего дока. 7 сентября 1988 года «Ангару» подняли. Заработали насосы, откачивая воду из трюмов.

Теперь необходимо было найти средства для ремонта. На съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Нижнем Новгороде представители иркутской делегации подошли в перерыве к министру культуры РСФСР и убедили его в том, что Иркутское отделение ВООПИК сможет провести благотворительную денежно-вещевую лотерею для сбора средств на восстановление ледокола «Ангара». Такого опыта в России не было.

Корабль достоин статуса памятника федерального значения

Светлана Утмелидзе, заместитель председателя Иркутского регионального отделения ВООПИК: «Многие годы ледокол «Ангара» был общественным музеем и штаб-квартирой Иркутского регионального отделения ВООПИК, создавшего культурно-досуговый центр, который планомерно проводил культурно-просветительскую работу. 6 мая 2001 года ИРО ВООПИК…»

Подробнее

Нам дали «добро». Но для лотереи нужно было иметь ценные вещи. Большое спасибо Валерию Игнатову, который был тогда заместителем председателя Иркутского облисполкома по социальным вопросам. Он добился того, что нам для розыгрыша выделили автомобили, мотоциклы, велосипеды, стиральные машины, телевизоры, пылесосы и другие «дефицитные» в те времена товары. Напечатали 500 тысяч билетов. Билет стоил рубль.

В итоге удалось собрать почти полмиллиона рублей. Но и этих денег на восстановление судна не хватало. Поэтому решили объявить сбор благотворительных средств по ведомостям. Мы бросили клич. Выпустили листовки, воззвания. Благодаря своему авторитету и организаторскому таланту Николай Францевич смог убедить людей жертвовать деньги на спасение уникального ледокола. Нам присылали переводы со всей страны. Большую помощь оказали завод имени Куйбышева, завод дорожных машин, авиазавод, завод «Радиан» и другие предприятия. Наши научные институты тоже не остались в стороне. Салацкий также обратился с просьбой о поддержке к председателю Советского фонда мира, шахматисту Анатолию Карпову, значительная сумма поступила от них на восстановление корабля. Так всем миром мы собрали почти 800 тысяч рублей.

Ремонтировали судно работники Восточно-Сибирского речного пароходства. В 1988 году была организована артель, техническим руководителем которой стал Виталий Брянцев. А уже в начале января 1989 года жители Солнечного увидели на ледоколе всполохи сварки. Мастера заменили палубу в нескольких местах, изготовили рубку, установили мачты. Ледокол преображался на глазах, приобретал прежние черты и изящество.

Возвращение исторического облика

Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея: «Весь год мы занимались приведением в порядок машинного отделения ледокола «Ангара». Сотрудники музея собственноручно расчистили от старой краски, загрунтовали и покрасили. Такие же работы провели на одной стороне судна…»

Подробнее

Работы на судне проводились ежедневно с восьми утра до одиннадцати часов вечера без выходных. Работники артели вручную убрали и вывезли с корабля 1476 контейнеров старого хлама, ила, мазута и строительных отходов. Были восстановлены судовые механизмы, проведена электрика. Артели помогали иркутяне. Спустя десятилетия на ледокол приходили горожане и вспоминали, как они школьниками работали на субботниках.

К 20 августа 1990 года судно было полностью отреставрировано и отбуксировано в Солнечный на специальный пирс. А 30 марта 1991 года ледокол «Ангара» был торжественно открыт для посещения. На ледоколе областное отделение ВООПИК создало культурно-экологический центр. Иркутский областной краеведческий музей разместил свою экспозицию по истории судоходства на Байкале и Ангаре.

В кают-компании проводили концерты, выставки, устраивались тематические вечера. Совместно с ветеранами военно-морского флота общественники организовали клуб, куда приглашали потомков матросов и капитанов, которые когда-то служили на ледоколе. Большая работа проведена сотрудниками иркутского отделения ВООПИК и по восстановлению фактов о той роли, которую сыграл ледокол «Ангара» в Русско-японской войне, были открыты многие забытые страницы в его истории.

Екатерина Санжиева
Страницы истории
Ледокол «Ангара»: долгая дорога к причалу

Построен ледокол «Ангара» в 1899 в Ньюкасле, в разобранном виде доставлен на Байкал всеми видами транспорта, вплоть до конной тяги. Собран в селе Лиственничном. Торжественный спуск ледокола на воду состоялся 25 июля 1900 года. С 1 августа того же года начал совершать грузовые и пассажирские рейсы. Судно было изящнее и миниатюрнее своего собрата «Байкала». Длина «Ангары» — 60 м, ширина — 10,5, высота от киля до палубы в центре — 7,5 м, водоизмещение — 1400 т. Мощность двигателя 1250 л.с., осадка в полном грузе — 4,5 м, максимальная скорость — 23,1 км/ч. Состав команды — до 50 человек.

До 1906 года два судна перевозили грузы и пассажиров на паромной железнодорожной переправе через Байкал. С 1907 до конца 1916-го корабль стоял на приколе. В 1918-м «Ангара» была национализирована и, вооруженная пушками и пулеметами, участвовала в боевых действиях на стороне большевиков.

В конце 20-х годов судно потерпело крупную аварию. В декабре «Ангара» следовала в сплошном льду вдоль берега полуострова Святой Нос. У мыса Орловый ледокол напоролся на торосы…