За SSJ 100 поручились перед ВЭБом

Государство придало «Сухому» сил для серийного производства новых лайнеров
«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) получили госгарантию по кредитной линии ВЭБа на сумму до $1 млрд. Компания нуждается в финансовых ресурсах, чтобы наладить серийное производство SSJ 100. Авиастроители обещают снизить издержки за счет создания единого предприятия «Компания "Сухой"» на базе нескольких площадок. Эксперты отмечают, что продажи SSJ 100 пока отстают от запланированных, но благодаря поддержке властей холдинг сможет снизить финансовые риски и сконцентрироваться на устранении «детских болезней» лайнера.

По оценкам экспертов, для выхода на безубыточность ГСС нужно реализовать не менее 300 SSJ 100. Фото Романа Яровицына

Правительство России предоставило ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (75% минус одна акция принадлежит ОАО «Компания „Сухой»», 25% плюс одной акцией владеет итальянская Alenia Aermacchi. — „Ъ»)госгарантию на $1 млрд по открытой кредитной линии, привлеченной во Внешэкономбанке (ВЭБ). ГСС и ВЭБ договорились по условиям кредита 31 июля 2012 года, обязательства по возврату кредита наступают с 1 января 2015 года, срок погашения — не более12 лет. Финансовые ресурсы необходимы холдингу для НИОКР и налаживания серийного производства самолетов Sukhoi Superjet 100. В частности, кредитная линия, открытая ВЭБом, поможет ГСС с возвратом основного долга по кредитам, уже привлеченным на программу Sukhoi Superjet 100. С учетом всех выплат по кредиту цена сделки с Внешэкономбанком может составить не более $1,8 млрд. Таким образом, кредит ВЭБа станет инструментом реструктуризации основного долга, объясняли тогда эксперты. Отметим, по состоянию на 30 июня 2012 года (РСБУ) сумма долгосрочных обязательств по привлеченным кредитам ГСС составила 42,68 млрд руб., краткосрочные обязательства — 15,29 млрд руб. По состоянию на 30 сентября долгосрочная задолженность составила 49,63 млрд руб., краткосрочная — 8,97 млрд руб.

Ранее ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» отчиталось о чистом убытке по МСФО за первое полугодие 2012 года в размере $100,25 млн, выручка составила $5,63 млрд. По оценкам экспертов, для выхода на безубыточность компании нужно реализовать не менее 300 самолетов, что ожидается к 2015-2016 годам (см. „Ъ» от 29 ноября 2012 года). Каталожная цена базовой модификации составляет $35,4 млн. В настоящее время SSJ 100 эксплуатируют «Аэрофлот» и «Армавиа», в декабре первый из двух законтрактованных «Суперджетов» пополнил авиапарк компании «Якутия». На сегодняшний день ГСС имеют 174 твердых контракта на SSJ 100, в том числе со швейцарской Comlux и с итальянской Blue Panorama Airlines, утверждают в холдинге. Отметим, в субботу «Якутия» и власти Хабаровского края намеревались провести презентацию авиалайнера в аэропорту Хабаровск (Новый), но она сорвалась. Как стало известно позже, вылет лайнера из аэропорта Якутска был отменен из-за экстремально низкой температуры (- 52°C). В понедельник в СМИ появилась информация о том, что президент Якутии Егор Борисов, который должен был стать пассажиром первого рейса SSJ 100 из Якутска в Хабаровск, уволил генерального директора ОАО «Аэропорт Якутск» Андрея Илларионова. На его место назначен Николай Местников, ранее занимавший должность помощника главы Якутии. Официальных комментариев, разъясняющих причины кадровых перестановок, руководство республики не давало. Технический рейс по маршруту Якутск — Хабаровск самолет с экипажем выполнил во вторник. Полет продолжался около двух часов, или вдвое меньше, чем на Ан-24.

Серийное производство Sukhoi Superjet 100 запущено на площадках в Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске и Воронеже, в сентябре руководство Комсомольского авиазавода анонсировало объединение предприятий в одно юрлицо. С 1 января они являются филиалами ОАО «Компания „Сухой»». Это позволит «наладить более тесную кооперацию, снизить издержки операций между структурными единицами, оптимизировать численность персонала», что, в свою очередь, «благоприятно скажется на себестоимости продукции и сроках выполнения заказов», утверждают в холдинге.

«Госгарантия уменьшит риски кредитора по открытой кредитной линии, следовательно понизятся ставки по кредиту. У ГСС будет возможность рефинансировать часть задолженности на более выгодных условиях», — пояснил „Ъ» главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это необходимо ГСС, учитывая не слишком активные продажи. После катастрофы в Индонезии в мае прошлого года многие потенциальные заказчики отложили контрактацию до оглашения результатов расследования. ГСС прогнозировали подписание до конца 2012 года сделок примерно на 40 бортов для заказчиков в Юго-Восточной Азии. На данный момент у ГСС два предварительных соглашения. Пакистанская Air Indus анонсирует заказ трех SSJ 100 в конце года и опцион еще на пять самолетов. Минобороны Мьянмы рассчитывает заказать два самолета в этом году. Мексиканская Interjet частично перевела ранее заявленный опцион на пять SSJ 100 в твердый контракт. Также был подписан твердый контракт с «Трансаэро», это заказ на шесть самолетов и опцион еще на десять, поставки планируются с 2015 года. ГСС рассчитывали на заключение твердого контракта с «ЮТэйр» до конца прошлого года, сейчас это событие переносится на первый квартал 2013 года, напомнил Олег Пантелеев.

Игорь Краевский, старший аналитик ФГ БКС, считает, что финансовые ресурсы, полученные «Гражданскими самолетами Сухого», необходимы для дальнейшего развития SSJ 100 и устранения «детских болезней» лайнера. Реальные поставки «Суперджетов» отстают от планов: в 2012 году было передано заказчикам 15 самолетов, хотя в начале года предполагалось поставить около 20. В 2011 году планировалась поставка семи машин, но в итоге поставлено пять. На следующий год ГСС собираются реализовать около 30 машин, но давать прогнозы сложно, добавил Игорь Краевский.

Что касается внезапной отмены рейса Якутск-Хабаровск, то здесь эксперты не видят ничего экстраординарного. «В карте данных сертификата типа указано, что самолет может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха минус 54 градуса, то есть с небольшим запасом относительно фактической температуры. В любом случае, если командир решает не лететь — это его право, ведь отвечает за все в конечном итоге именно он», — сказал „Ъ» редактор «Авиапорта».