За пределами нормы

Эро-триллер Пола Верховена «Она»
Здравствующий классик мирового кинематографа, 78-летний Пол Верховен способен заткнуть за пояс многих молодых. Примером тому — «Она», эротический триллер с элементами детектива, комедии и драмы с гениальной Изабель Юппер в главной роли, вышедший в прокат. Новая картина голландского режиссера чем-то напоминает его же «Основной инстинкт», но не только потому, что движущей силой здесь выступают секс и насилие, идущие рука об руку. Верховен снова бросает вызов современному обществу, затрагивая наиболее неудобные темы, и делает это с саркастической усмешкой.

Вряд ли Пол Верховен слышал о флешмобе #янебоюсьсказать, наделавшем много шума в российском и украинском сегменте «Фейсбука». Но так получилось, что своим новым фильмом режиссер попал в еще не остывшую повестку: у многих пользователей до сих пор волосы шевелятся при воспоминании о прочитанных в сети историях пережитого насилия. Впрочем, в фильме «Она» изнасилование главной героини служит лишь отправной точкой лихо закрученного сюжета. Скажем сразу, что этот факт своей биографии Мишель — успешная владелица компании по разработке компьютерных игр — не воспринимает как нечто из ряда вон выходящее. Она, наоборот, скорее относится к нему с интересом.

52907В полицию героиня не идет намеренно — у нее для этого есть свои причины. Друзьям и бывшему мужу рассказывает о случившемся походя, как о чем-то незначительном. Взрослому сыну объясняет синяк в пол-лица падением с велосипеда, на котором не ездит. В общем, старается вести себя так, как будто ничего не произошло, но на самом деле готовится встретиться с преступником еще раз и подсознательно даже хочет, чтобы это случилось скорее.

Оговоримся сразу, что пересказывать сюжет этой картины, хотя бы и в проброс, значит лишать удовольствия тех, кто ее еще не видел, но собирается посмотреть. Так что переключим внимание на другие составляющие фильма, ставшего одним из лучших в биографии режиссера.

Главную героиню играет бесстрашная Изабель Юппер. В свои 63 года актриса, кажется, уже вообще ничего не боится. Недаром Мишель именно ее устами произносит примерно в середине фильма: «Психопаты — мой конек». Достаточно вспомнить роль Юппер в «Пианистке» Михаэля Ханеке, чтобы оценить тонкость шутки. И такого рода юмор рассыпан по всему фильму, начиная с самой первой сцены, когда мы смотрим на изнасилование глазами флегматичного кота. С того же ракурса, судя по всему, смотрит на мир и сам Пол Верховен, закладывая в свою картину, помимо темы насилия, еще много чего резонансного.

По мере развития сюжета мы видим, что все, кто окружает Мишель в жизни, в той или иной степени ведут себя, мягко говоря, за пределами нормы. Таким образом, «Она» является критикой и буржуазного общества в целом, и всех его пороков по отдельности. Феминизм, инфантилизм, нарциссизм, толерантность, свободные отношения, религиозный фанатизм, сексуальная неудовлетворенность и вызванные ею различного рода перверсии — в общем, весь этот безумный-безумный мир со всеми вытекающими последствиями. И режиссер, будучи умудренным опытом человеком, не выносит этому миру приговор — он как бы саркастически посмеивается над тем, в какой ситуации все мы сейчас живем.

Тимофей Сундуков