Юбилейный БайкалМоторШоу

Десятый по счету БайкалМоторШоу в этом году встретили не только с почестями, но и с «тухлыми помидорами». Многие люди высказывались, что автомобильная выставка уже изживает себя, смотреть на ней нечего, так как уже второй год подряд в шоу участвуют не только свежие, но и уже засветившиеся ранее на БМШ машины. Однако, стоит признать, самый главный автомобильный праздник города таковым и остался: сотни людей в течение двух дней с удовольствием глазели на машины, фотографировались с ними и с особым упоением слушали звук мотора.

И смех, и слезы

— 700 тыс. доработок. Лучше бы нормальную машину купил!

— Ну… Человек руки хотел приложить.

Подобные реплики на БайкалМоторШоу, проходившем 6-7 сентября на стадионе «Труд», слышались со всех сторон. Если же средства на доработку были минимальными, тогда кто-то насмешливым тоном задавал риторический вопрос: «А до Хомутово-то доедет?»

Только что с помойки, или «Лорен Дитрих» из «Жигулей»

В этом году на БайкалМоторШоу участвовало более 100 автомобилей и других транспортных средств, доработанных или созданных с нуля как любителями, так и профессионалами в области автомобилестроения. Большинство из экземпляров цепляли с первого взгляда — таких на дороге обязательно отметишь. Но шею выворачивать до хруста было не нужно — на БМШ у всех желающих была возможность и под капот заглянуть, и в салон понравившихся авто залезть. А находящиеся неподалеку владельцы экземпляров терпеливо отвечали на все дотошные вопросы из серии: «Сколько стоит?», «Ты, че, правда, все сам сделал?», «Движок родной? А коробка?»

Посмотреть действительно было на что. Особенно тем, кто на БМШ впервые. Вся выставка проходила на стадионе по кругу вдоль поля. Всего на конкурсе были представлены 11 номинаций: лучшие «Ретрокар», «Внедорожник», «Стайлинг», «Мотоцикл», «Инженерия», «Проект» и др. Изящные и замысловатые формы ретромашин резко превращались в немытые капоты внедорожников, которые, казалось, только вчера забрали с помойки, а гламурные тачки с вычурной аэрографией соседствовали с гигантскими вездеходами и кажущимися миниатюрными на фоне последних мотоциклами.

Да, на глаз действительно показалось, что чуть ли не половина из продемонстрированных на БМШ-2014 автомобилей уже мелькала на предыдущих выставках-конкурсах. Однако это смущало больше журналистов и фотографов, не желающих делать повторы, чем обычных зрителей. Более того, этот нюанс не помешал «большой машине шефа» («ГАЗ-Садко 3»), получившей в 2012 году приз зрительских симпатий, стать победителем в этой же самой номинации и сейчас. «Вот какие нужно машины выпускать при наших-то сибирских просторах и погодных условиях. А то они какие-то галимые тойоты выставляют», — плюнул один из посетителей шоу в сторону современных моделей экспозиции.

К слову, самый гигантский автомобиль из тех, что многим доводилось видеть вживую, действительно впечатляет. Как объясняет его создатель Александр Епифанов, махина весом почти в семь тонн получилась такой громадной сама по себе: «Хотели машину для большой компании, чтобы ездить вместе в тайгу, на охоту и рыбалку. Здесь все отечественное (от «газика» и «газели»), кроме двигателя — российский не могли подобрать, поэтому поставили импортный семилитровый дизельный движок от Nissan. Колеса взяли от комбайна. За счет среднего моста и двух поворотных у автомобиля повысилась проходимость, увеличилась сила и мощь. Но танком его не назовешь — все равно боится утонуть в болоте, так как получился слишком тяжелый». Ест великан 30 литров, а разгоняться выше 110 км/ч по трассе на нем не стоит — экстренно затормозить в случае необходимости явно не получится.

Не менее интересным оказался проект под названием «Прототип «Сибирь».

«Наш с другом автомобиль полностью самодельный, не папин и не мамин. Все началось с того, как четыре года назад купили стандартную «Ниву». Доработали ее для соревнований, но все равно сделать из нее машину мечты не получилось. Поэтому продали этот автомобиль по запчастям и купили Toyota Land Cruiser, проездили уже на нем пару лет и поняли, что он нас тоже не устраивает. И вот решили сами попытаться создать идеальный автомобиль для бездорожных соревнований», — объясняет соавтор экземпляра Илья Лазарев.

Каркас автомобиля варился в Липецке, все остальное автолюбители делали самостоятельно. Узловой агрегат и мосты были взяты от «Тойоты», коробка от «Сурфа». На автомобиле стоит уникальное крепление заднего моста, повышающее проходимость машины, установлены две лебедки.

Однако хлопот с самодельным гибридом оказалось больше, чем рассчитывали автолюбители. «Сейчас все лаконично и отлично работает. А первая поездка дала нам понять, что мы все сделали неправильно. Пришлось несколько раз переделывать переднюю подвеску, дорабатывать силовой агрегат (теперь у него есть гидроизоляция), менять мотор. На одной из гонок произошла разгерметизация двигателя, и наша машина утонула. После года доработок автомобиль уже был полностью подготовлен к самым непроходимым дебрям, даже к подводной езде», — хвастается Илья. Стоимость строительства этого экземпляра и его доработки составила 1,8 млн рублей.

Не менее разноплановой на БайкалМоторШоу оказалась и выставка ретромашин: Cadillac Fleetwood Sixty Special 64-го года выпуска, дом на колесах Ford Transit, старый грузовик Isuzu, «Москвич 401», даже целая коллекция ретромотоциклов.

Поразил своей фантазией и участник номинаций «Стайлинг» и «Проект» Андрей Пашутин, превративший обычные «Жигули» в изящный кабриолет «Лорен Дитрих»: «Самым муторным было стеклопластик на крыльях шоркать, следить за тем, чтобы все было ровно и симметрично. А «внутренности», включая двигатель, стоят родные, от «Жигулей», их я практически не трогал».

Современные же «тачки» представляли на БМШ унылое зрелище. «98% автомобилей — хлам, в особенности праворульные. Вот стоят красивые девушки на фоне убитого «марковника» с термотрещиной на стекле. Девушек бы оставить, а праворульку отправить на утилизацию», «Автомобилисты выехали похвастаться друг-другом перед: «смотрите, какая у меня праворулечка с наклеечками!» Но невдомек им, глупеньким, что хорошие автомобили в таком колхозном тюнинге не нуждаются — они сразу с завода уже нормальные идут», — не унимались на одном из форумов люди, признающие, по всей видимости, только леворульные машины.

«Были на выставках и в Лас-Вегасе, и в Техасе. Наше шоу круче»

На критику БМШ его главный продюсер Игорь Верхозин и бровью не повел, держась перед днем Х самоуверенно и сохраняя оптимистичный настрой: «Был я на автовыставках и в Техасе, и во Франк­фурте, и в Лас-Вегасе, и в Москве, и могу сказать, что нигде в мире не проводятся мероприятия по формату, подобные нашему. От масштаба тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе бегут мурашки по коже — там задействовано более пяти тысяч машин. Но мероприятие само по себе статичное. Мы же решили добавить в БайкалМоторШоу движуху — сделать нечто среднее между выставкой, шоу и соревнованиями. Для поддержания праздничного настроения в течение двух дней на сцене будут выступать различные артисты. И важная часть шоу — конкурс групп поддержки. В прошлом году их было 14, а в этом — целых 27».

Впрочем, расхваленные продюсером БМШ группы поддержки особо не впечатлили: девицы в костюмах для канкана, ковбои, девушки с открытым декольте и повязками на глазах — на этом фантазия приятелей конкурсантов, похоже, иссякла. Да и творческая программа с выступлениями иркутских коллективов не представляла особого интереса. Практически во время всего нахождения на тюнинг-шоу сильно гудело в ушах — громкая музыка самых разных стилей играла со всех сторон и создавала весьма жуткое месиво.

Участие в БМШ не только свежих автомобилей, но и «повторников» Игорь Верхозин объяснил консервативностью самого формата автомобильной выставки — мол, что-то принципиально новое придумать практически невозможно. Правда, он слукавил: по его словам, в этом году экспозиция состояла из новинок на 90-95%. «Плотность населения в Иркутской области небольшая, активистов не сильно много. Да и доработка одного автомобиля отнимает много времени, около двух-трех, а то и пяти лет. Поэтому каждый год находить все новые и новые экземпляры бывает проблематично. Но мы находим. И стараемся привлекать автолюбителей со всей России», — изловчился Игорь.

Особенно продюсер БайкалМоторШоу гордится тем, что пригласил в этом году на выставку москвича Илью Архипова, который продемонстрировал свой автомобиль «Я робот». Fiat Punto 98-го года фиолетового цвета с необычным дизайном — спрятанными колесами и световыми элементами на бампере вместо фар — действительно напоминал машину из будущего.

Футуристические мотивы на БМШ вообще стали фишкой выставки. Участник шоу предыдущего года Роман Никитин в очередной раз представил свой проект «Безумный Макс» (на основе Toyota Hilux Surf 83-го года выпуска), сделанный в стиле лент постапокалиптической направленности. Автомобиль привлекал взгляды всех проходящих мимо. «Забавная игрушка. Только гайцы, думаю, не останутся в восторге от появления такого чуда на дороге», «Я бы его в качестве свадебной машины не постеснялся взять. Лимузинчики отдыхают. Даму одеваешь в латекс, косуху с фатой и поехали! Даже олдовым байкерам, думаю, понравится. Их бы в колонну сопровождения на «харлеях», — мечтательно комментировали умники со всех сторон. Здесь они могли выговориться по полной.