Яхта на колесах

Кемперы, или так называемые дома на колесах, стоят особняком от других представителей автомобильного мира. В самом деле — даже самый практичный универсал или наиболее вместительный внедорожник не смогут обеспечить семье из нескольких человек или целой компании ни должного уюта, ни комфорта, ни объема для массы нужных вещей. Иное дело, когда на колеса можно «поставить» небольшую квартиру, вместе с кухней, спальней, санузлом и отправиться в путешествие. Сказка, да и только!

Ходовая часть Man TGM 13.280 впечатляет не меньше, чем оснащение жилого модуля — полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов, раздаточная коробка, система контроля и регулировки давления в шинах, настраиваемая пневмоподвеска.

Впрочем, для многих владельцев домов на колесах эта сказка со временем теряет былой лоск и привлекательность. Причины напрямую связаны с недостатками их средств передвижения. Ведь большинство кемперов предназначены для асфальтовых дорог и более-менее ровных грунтовок. В жилом отсеке рано или поздно начинают дребезжать мебель, скрипеть панели, так как эта часть жестко связана с рамой автомобиля и плохо «переваривает» длительные пробеги по не слишком хорошим дорогам. Но производители кемперов тоже не лыком шиты — оказывается, в мире есть очень много разновидностей автодомов во внедорожном исполнении, с независимым креплением жилого модуля к раме. Владелец одного из таких чудес техники живет в Иркутске и пригласил корреспондентов Al на тест-драйв.

Алексей Васильевич заранее по телефону предупредил: машина большая, не удивляйтесь. Однако это оказалось сложным — автомобиль размерами больше чем КАМАЗ волей-неволей внушает трепет. Еще больше приходится удивляться, когда попадаешь в жилой отсек. Впрочем, обо всем по порядку.

По словам хозяина, среди кемперов существует разделение по их классам оснащения, и помимо массового, среднего класса, покупатели могут выбрать что-то более представительское. Иначе говоря, есть просто дома на колесах, а есть целые дворцы или яхты на колесах. В Европе выпуском последних успешно занимается немецкий бренд Unicat. Эта компания собирает первоклассные жилые модули и интегрирует их с зарекомендовавшими себя грузовыми автомобилями таких марок, как Volvo, Mercedes-Benz или Man. Продукция Unicat известна и имеет определенный авторитет. Так, дома на колесах этой фирмы сопровождают в частности участников трансконтинентального ралли-марафона «Дакар». Стоимость такого неплохо укомплектованного кемпера составляет порядка 100 тыс. евро. Ну, а верхней ценовой планки, как таковой, не существует — Unicat известна среди состоятельных людей всего мира, и изготавливает дома с учетом их индивидуальных вкусов и пожеланий. К примеру, по заказу одного арабского шейха фирма изготовила жилой модуль с двумя этажами и распашной крышей, чтобы шейх мог любоваться на звезды.

Такой же дом на колесах приобрел и Алексей. «Разумеется, я не шейх, поэтому мое приобретение было скромнее, да и покупал я свой кемпер в немного подержанном состоянии», — говорит он.

Алексей — любитель активного отдыха на природе, рыбалки. «Мне нравится добираться до мест, куда не ведут наезженные дороги, где нет туристических стоянок. Конечно же, отдых вдали от цивилизации сопровождается некоторым бытовым дискомфортом, поэтому я задумался о покупке дома на колесах, который бы не уступал внедорожнику по ходовым характеристикам, — рассказывает он. — Поиск в интернете натолкнул на информацию о компании Unicat. Я съездил в Германию, отыскал подходящий вариант и своим ходом пригнал его в Иркутск. Кстати, мой кемпер официально не носит маркировку Unicat, так как дорабатывался в еще одном немецком тюнинг-ателье — ProActiv».

По словам Алексея, по приезду никаких доработок он не производит, поставил только резину большего диаметра, чтобы немного увеличить дорожный просвет, который и так выше, чем у УРАЛа. На своей «яхте на колесах» он уже успел побывать в различных диких уголках Иркутской области. Ездил не только летом, но и зимой. «Дорога как наркотик — чем больше ездишь, тем больше хочется. Иногда вернешься домой — думаешь: «все, надоело, больше никуда», но проходит неделя-другая, и ты снова строишь планы. Благо, что мы живем в Восточной Сибири, где много уникальных, не тронутых человеком мест. А моя машина позволяет бывать в них без потери комфорта — спать на нормальной кровати, принимать душ и так далее».

«Расход топлива, особенно вне асфальта, достигает 30 литров солярки на 100 км пути. Но грузовик оборудован двумя баками, общим объемом около 600 литров. С таким запасом можно проехать путь от Иркутска до Бодайбо и обратно»

Действительно, средство передвижения Алексея максимально оборудовано для комфортного времяпровождения в путешествии и напоминает небольшую однокомнатную квартиру. Кухня, коридор, а также спальня и санузел, которые отгорожены от остального пространства. В кухне есть газовая плита, ящики для посуды, раковина, холодильник, микроволновая печь, стол и два мягких дивана, трансформируемых в спальные места. В санузле — унитаз, еще одна раковина, душевая кабина. В спальне — большая кровать и телевизор. К услугам обитателей также аудиосистема Hi End уровня. Жилой модуль оснащен горячим и холодным водоснабжением, спутниковой связью, автономной системой отопления, топливо для которой забирается из отдельного бака, а также электропитания (дизельная станция мощностью 4,6 кВт). «В общем, тут может жить семья из четырех-пяти человек, находясь в автономном комфорте длительное время. Я, например, жил неделю, можно и дольше», — говорит Алексей.

Немецкая тщательность, аккуратность и качество в его кемпере чувствуются во всем. У добротной мебели нет острых углов, фурнитура ящиков и дверок выполнена в виде утапливаемых ручек-кнопок (нужно открыть шкафчик, нажимаешь на металлический «кругляш», который превращается в цилиндрическую ручку дверцы) — всех эргономических нюансов не перечесть. Отдельно стоит сказать о конструкции «будки» — ее стены собраны из склеенных друг с другом фиберглассовых сэндвич-панелей. Это позволяет исключить такое явление, как «мостики холода», а значит, обеспечить более высокий уровень комфорта. Двери во внешний мир, как и окна (очень похожие на стеклопакеты в жилых домах) отделаны специальным уплотнителем — он не пропускает пыль и служит отличной шумоизоляцией. Крепление будки непосредственно к грузовику — фирменная «фишка» производителя. Стыковка осуществляется с помощью трехточечного кинематического подвеса. Это позволяет, с одной стороны, избежать нагрузок от рамы автомобиля, с другой — постоянно гасить как продольные, так и поперечные колебания, неизбежно появляющиеся в движении. А значит, даже на грунтовой дороге пассажиры будут ехать без тряски.

Сам грузовик (Man, модель TGM 13.280) является полноценным экспедиционным автомобилем. Его арсенал впечатляет не меньше, чем оснащение жилого модуля — полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов, раздаточная коробка, система контроля и регулировки давления в шинах, настраиваемая пневмоподвеска. В движение машину приводит турбодизельный двигатель объемом почти 7 литров мощностью 280 л.с. и крутящим моментом в 1000 Нм. За переключение передач отвечает девятиступенчатая МКПП фирмы ZF. «Расход топлива, особенно вне асфальта, достигает 30 литров солярки на 100 км пути. Но грузовик оборудован двумя баками, общим объемом около 600 литров, плюс я установил дополнительный бак еще на 300. С таким запасом можно проехать путь от Иркутска до Бодайбо и обратно, — рассказывает Алексей. — В движении такой махиной управлять достаточно просто — тут есть все электронные помощники, распространенные в современных автомобилях, обзорность превосходная, да и водителю комфортно — сиденье с пневмоподушкой, подогревом и множеством настроек, регулируемый по вылету и высоте руль, электрорегулировка и подогрев зеркал, электростеклоподъемники и многое другое. Кстати, в кабине помимо водителя и переднего пассажира может разместиться еще четыре человека на заднем ряду».

«Конечно же, мой «дом» притягивает взгляды окружающих. На каждой вынужденной остановке — на АЗС или где-то еще непременно подходят люди и расспрашивают, соседи по потоку часто машут руками, сотрудники ГИБДД останавливают просто, чтобы лишь удовлетворить свое любопытство, от такого внимания начинаешь уставать, — признается он. — Но это единственный минус, связанный с владением этим кемпером. Всем остальным я доволен и даже уже начал задумываться о покупке такого же, но нового — только с завода. Этот же могу передать другому хозяину, уверен он останется доволен».