Японские горизонты на выставке фотографии

Долгосрочная выставка современной японской фотографии «Новые горизонты» продолжает свою работу в отделе Иркутского художественного музея «Усадьба Сукачева». Вниманию зрителей представлены работы шести молодых фотографов — победителей национального конкурса Японского фотографического общества. Экспозиция, организованная при поддержке организации Japan Foundation и художественного фонда «Московская биеннале», будет работать до 28 сентября.

Несмотря на молодость, каждый из шести представленных авторов уже обладает своим стилем и собственным взглядом на фотографическое искусство. Недаром авторы являются победителями общенационального конкурса Японского фотографического общества последних лет.

«За японской фотографией я наблюдаю уже более десяти лет. Вообще, Япония — первая страна, где был открыт музей фотографии: тогда фотоработы, представленные там, были довольно традиционными. Теперь там показана действительно современная фотография, хотя само понятие «современная» довольно условно. Арт-фотография, не просто репортаж, а результат долгих раздумий, сейчас нуждается в фотоаппарате как в инструменте, не больше», — рассказывает куратор фонда «Московская биеннале», не раз отправлявший в Иркутск выставки современного искусства, в том числе и японского.

Действительно, серии снимков каждого из представленных фотографов — это концептуально продуманные фотопроекты. Авторы годами прорабатывают выбранные темы, открывая в них все новые и новые оттенки смыслов. Вот, например, работы Ре Овада, который демонстрирует две серии, связанные с культурой его родной страны. Одна из них посвящена искусству бонсай (в причудливых изгибах маленьких сосен действительно присутствует определенная поэзия), другая — виноделию, относительно недавно пришедшему в Японию (на четырех снимках показаны оттенки красного вина).

Несмотря на молодость, каждый из шести представленных авторов уже обладает своим стилем и собственным взглядом на фотографическое искусство.

Ая Фудзиока представлена серией работ, посвященных старости, под названием «Я не сплю». На снимках зафиксированы части тела пожилого человека: его руки, голова, лицо, — с одной стороны, сохранение памяти о человеке, который скоро отправится в другой мир, с другой — вглядывание в лицо наступающей смерти. «Это как путешествие, как будто я посещаю родные места и свою родню вновь и вновь, открывая что-то новое, хотя, казалось бы, все о них давно знаю», — говорит автор.

Асако Сайто занимается изучением необычного ландшафта Японии. Являясь одной из самых сейсмоактивных зон, эта страна постоянно сталкивается с последствиями землетрясений. И выдолбленная из торчащей скалы статуя Будды для фотографа представляет совсем не тот интерес, который она вызывает у обычного туриста. Автора в данном случае интересует взаимодействие древней геологической истории с тем, как с ней сосуществует человек.

Для Тосии Муракоси и Кэйко Сасаоки тоже важны национальные темы, связанные с историей родной страны. Для первого фотографа трагедия 11 марта 2011 года на атомной станции его родного города Фукусимы навсегда разделила жизнь на до и после, и теперь он фиксирует на мрачных черно-белых снимках последствия страшной катастрофы. А для Кэйко Сасаоки главной темой стала судьба и жизнь Хиросимы, в которой она родилась и выросла. На ее снимках — в основном Мемориальный парк мира, созданный в память об атомной бомбардировке 1945 года, а также другие памятники города, превратившегося в вечное напоминание о последствиях Второй мировой войны.

Наконец единственным автором, который снимает не Японию, стал Кентаро Кумон, представленный серией работ репортажного характера, сделанной в небольшой деревушке Непала в окрестностях Катманду. Цикл посвящен древней традиции и обрядам, связанным с выдачей замуж молодой девушки. Колоритный деревенский быт небогатой семьи, которая занимается приготовлениями к свадьбе, и сама 16-летняя невеста запечатлены на фоне вторгающейся в эти места современной цивилизации.

По словам научных сотрудников музея, выставка вызывает неподдельный интерес иркутского зрителя, особенно молодого поколения, которое тянется к новым подходам к фотографии.

Антон Кокин