Хроническая финансовая недостаточность?

В Забайкалье ведутся споры вокруг принятия бюджета
Депутаты Законодательного собрания Забайкальского края на парламентской сессии 7 декабря в первом чтении приняли законопроект о бюджете региона на 2017 год и плановые периоды 2018 и 2019 годов. «За» проголосовали 35 депутатов, «против» — восемь. Противники утвержденной—таки концепции доходов и расходов отмечают, что предложенный документ — это катастрофа как для бюджетной системы, так и для региона в целом. Ведь профицитный на бумаге бюджет на деле оборачивается значительным урезанием важных социальных расходов.

Выбираем из двух зол — дефицит или профицит?

В нынешнем году парламентарии Забайкалья решили вернуться к планированию бюджета на три года, то есть до 2019 года. Согласно принятому в первом чтении документу, в 2017 году доходы бюджета Забайкальского края запланированы в сумме 39,7 млрд рублей, расходы — в сумме 40 млрд, дефицит, таким образом, составит 300 млн. На 2018 год доходы запланированы в сумме 40,9 млрд рублей, расходы — 33,9 млрд, профицит — в размере 6,9 млн рублей. На 2019 год доходы предварительно составят 43 млрд рублей, расходы — 39,4 млрд, профицит — 3,6 млрд.

Так, доходы и расходы на 2017 год по сравнению с 2016-м вырастут на 7,1% и 6,5% соответственно. В структуре доходов бюджета края налоговые и неналоговые доходы составят 27,6 млрд рублей, или 69,6%, с ростом показателей на 13,8%. Налог на доходы физических лиц по-прежнему занимает большую часть налоговых доходов — 42,3%, налог на прибыль организаций — 19,8%, налог на имущество организаций — 18,4% и акцизы — 7,4%.

В контексте

«Лишь пять государственных строек из 33 будут финансироваться в Забайкалье в 2017 году», — сообщил в среду, 7 декабря, информационный ресурс www.chita.ru. По информации источника, в этот перечень вошли детсады в Сретенске, Чите, Могойтуе, спортивный центр в Краснокаменске (ФОК) и краевой кардиоожоговый центр. За год на них планируется потратить 375 миллионов рублей.
Общий объем бюджетных инвестиций в объекты госсобственности края в 2017 году составит 1,7 млрд рублей или 4,4% об общих расходов бюджета. Эта сумма, по словам руководителя контрольно-счетной палаты Светланы Доробалюк, почти в 2 раза ниже, чем в 2016 и 2015 годах.

В 2017 году на 5,8%, или на 740 млн рублей, снизится объем безвозмездных поступлений. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета предлагается на уровне 2016 года — в сумме 8,2 млрд рублей.

Как сообщила министр финансов Забайкальского края Марина Кириллова, в расходах бюджета региона по-прежнему наибольший вес (72,5%) занимают расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная политика).

При этом очень неприятная перспектива на 2017 год вырисовывается, например, по выплатам бюджетникам. Денег хватит только на 11 месяцев. Краевой минфин пообещал, что вопрос будет решен в ближайшее время, когда поступит информация об объеме федеральной помощи. Эта цифра должна появиться ко второму чтению. Предварительно регион рассчитывает на дотации из федерального бюджета в размере свыше трех миллиардов рублей. «Эта сумма официально до края не доведена, но мы уже готовим таблицу поправок», — сообщила Марина Кириллова.

А пока такой вот получается расклад. Еще до голосования часть парламентариев открыто заявила о несогласии с распределением средств и бездумным урезанием расходов в перспективе трех лет.

Режут по живому

В частности, депутаты от КПРФ заявили, что будут голосовать против принятия законопроекта. По мнению депутата-коммуниста Николая Мерзликина, этот законопроект идет в «полный разрез» с президентскими указами. «Закон о бюджете не решает ни одного вопроса: ни стабилизации бюджетной системы края, наших районов и поселений, ни снижения социальной напряженности», — констатировал Мерзликин.

Так, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что приостанавливается действие положения закона о господдержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае — например, в отношении «субсидирования за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом, лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, вознаграждения за предоставление банковской гарантии», а также субсидирования из бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, предоставления государственных гарантий.

Кроме этого, законопроектом предлагается прекратить действие мер социальной поддержки членам семей неработающих пенсионеров — работников медицинских, фармацевтических и педагогических организаций, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, вышедшим на пенсию.

Фракция ЛДПР тоже высказалась не в пользу предложенного бюджета. Глава либерал-демократов в краевом заксобрании Светлана Илюхина опять же обратила внимание на тот факт, что в проекте бюджета края на 2017 год расходы на заработную плату бюджетников заложены лишь на 11 месяцев, а исполнение нормативно-публичных обязательств и социальных выплат — на 10 месяцев. Кроме того, по ее словам, бюджетные ассигнования на здравоохранение планируется снизить на 14%. Новостной портал vesti-chita.ru сообщает: «Руководитель фракции ЛДРП Светлана Илюхина отметила снижение расходов на здравоохранение, в том числе на бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими орфанными заболеваниями и на реализацию программы «Земский доктор», мероприятия которой способны привлечь молодых специалистов».

В свою очередь руководитель финансового ведомства пояснила, что непринятие бюджета грозит региону неприятными последствиями. «Это нарушение норм бюджетного законодательства. Что значит войти в 2017 год без бюджета? Мы не сможем финансировать ряд расходов. По 1/12 мы будем финансировать только первоочередные расходы: зарплату, нормативно-публичные обязательства и все. Рассчитывать, что у нас кардинально изменятся основные параметры бюджета, не приходится. Нам никто 10 млрд рублей плюсом к непринятому бюджету не даст», — процитировали Марину Кириллову местные СМИ.

Принять, но додумать

В итоге голосование все же состоялось. Одобрение большинства парламентариев получено.

Представитель «Единой России» Владимир Хорохордин отметил, что, несмотря на протесты парламентской оппозиции, предложенный законопроект поддержали все комитеты Заксобрания, кроме комитета по экономической и инвестиционной политике, который Хорохордин и возглавляет. Комитет озвучил свою позицию примерно так: все поступившие в процессе обсуждения рекомендации и замечания необходимо все-таки учесть в перспективе.

«Основные наши предложения касаются следующих вопросов. Приведение размера субвенции на дошкольное и общее образование в соответствие с действующими законами, увеличение финансирования государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции на 2014-2020 годы. Также мы предлагаем увеличить бюджетные ассигнования на снижение кредиторской задолженности по объектам капитального строительства. Остальные вопросы будут рассмотрены в режиме второго чтения», — пояснил Владимир Хорохордин.

Напомним, что рассмотрение документа парламентариями во втором чтении запланировано на 21 декабря.

Олег Усов