Хранит и показывает

Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского в этом году празднует свой 70-летний юбилей. Возникший в 1941 году на базе Горьковского театра, оказавшегося в Приангарье на гастролях, театр музыкальной комедии Иркутска за прошедшие годы оброс богатой историей. Вехи этой истории уже более 10 лет бережно хранит и показывает всем желающим директор театрального музея Дмитрий Скоробегов, который когда-то был директором всего театра. Причем не только музыкального.

Первые афиши, старые театральные программки, архивные фотографии с гастролей, ксерокопии исторических документов, костюмы, макеты декораций и даже артистическая гримерка — вот лишь немногое из того, что хранит и показывает своим нечастым гостям музей Музыкального театра им. Н.М. Загурского. Здесь можно узнать историю коллектива, посмотреть, из чего он рождался, как жил и в каком направлении развивался. Однако лучше любых экспонатов о жизни театра рассказывает директор музея, который сам его и создал.

Остались навеки

«Восточный формат»: Дмитрий Валентинович, летопись гласит, что иркутский музыкальный театр основан на базе Горьковского театра, который приехал на гастроли и остался в Иркутске. Как это получилось?

Дмитрий Скоробегов: До 1939 года большинство советских театров вообще не были стационарными. Они разъезжали по всему Союзу с гастролями. Также было и с Горьковским театром, созданным в 1939 году — у труппы просто не было собственного помещения, в котором театр мог бы базироваться у себя в городе. Поэтому артисты очень активно гастролировали.

ВФ: Но почему они остались именно в Иркутске?

Д.С.: Директором Горьковского театра в то время был человек по фамилии Сагайдачный. Он хорошо знал Иркутск, потому что приезжал сюда еще в 1926 году с бригадой артистов и в течение трех лет в ДК Куйбышевского завода играл спектакли. Поэтому он хотел сюда перебраться. А с другой стороны, руководство области имело желание создать в городе музыкальный театр, поэтому еще до приезда Горьковского театра на гастроли в 1940 году власти обращались в Совнарком с просьбой отправить сюда какой-нибудь театр. Горьковская труппа приехала в Иркутск на шестимесячные гастроли. Артисты играли спектакли, а в это время в Москву были написаны десятки писем, ходатайств и просьб от партийного руководства, городских властей и общественности, с тем чтобы театр остался в Иркутске навсегда. Что собственно и произошло. И большинство артистов, и руководство театра остались здесь жить. Соответственно, с 19 марта 1941 года, согласно приказу, театр стал называться Иркутским областным театром музыкальной комедии. Им сразу было выделено здание на улице Ленина, которое до Революции занимало Общественное собрание, а после — Клуб Октябрьской революции. И театр существовал там с 1941 по 1989 год.

ВФ: Театр появился в Иркутске накануне Великой Отечественной войны, а как он существовал во время военных действий? Был ли востребован публикой?

Д.С.: Еще как — у нас были переаншлаги. Когда началась война, театр находился на гастролях в Красноярске. Коллектив сразу вернулся в Иркутск и продолжил трудиться. Причем театр работал очень активно, потому что здесь было много эвакуированных, которые ходили на постановки очень охотно. В те годы были спектакли двух родов. Часть постановок была посвящена войне: например, «Под небом Праги», премьера которого состоялась 7 ноября 1942 года. Это была антифашистская постановка, созданная иркутянами: композитором Заславским и драматургом Маляревским, которые в то время работали в Иркутском драматическом театре. В содружестве с режиссером нашего театра Алексеевым они сделали спектакль. Другая часть спектаклей была чисто развлекательной — классические оперетты, музыкальные комедии… Для населения это был способ отвлечься от того, что происходит вокруг.

Поддержка отечественного производителя

ВФ: Как менялся жанровый репертуар театра с течением времени: в какие годы что больше ставили?

Д.С.: Это больше зависело от государственной политики. В 1949 году вышло постановление о репертуаре театров. Все классические оперетты были тогда сняты с репертуара: «Сильва», «Марица», «Баядера» — весь цвет классического репертуара любого музыкального театра. Считалось, что это буржуазные спектакли, которые не стоит показывать советским гражданам. Было предложено наполнять репертуар советскими опереттами. У нас был период, когда театр вообще не играл классических оперетт, начиная с 1949 года и заканчивая 1953 годом, когда умер Сталин. И все равно даже после этого действовали репертуарные советы при каждом театре, которые совещались, какие постановки включать в репертуар. Если театр ставил 5 спектаклей в год, четыре из них должны были быть советскими, и только один — классический. Это продолжалось вплоть до того, как страну возглавил Горбачев.

ВФ: Были ли еще спектакли в театре, созданные целиком и полностью в Иркутске?

Д.С.: Конечно. Первым опытом был спектакль о строителях Иркутской ГЭС «Огни сибирские», поставленный в 1956 году. Вот эта постановка была рождена не просто в Иркутске, а только силами одного музыкального театра, без помощи сторонних лиц. Музыку написал главный дирижер театра Алексей Кулешов, а текст — актер Каширский. Премьера состоялась 21 декабря — в день, когда Иркутская ГЭС дала первый ток. В течение двух сезонов спектакль прошел при переполненном зале 100 раз. На Всесоюзном смотре музыкальных театров «Огни сибирские» получили диплом I степени.

Личный вклад в общее дело

ВФ: А как ваша личная судьба связалась с иркутским театром?

Д.С.: Я родился в Ленинграде в 1932 году. Пошел в школу еще до войны. Когда она началась, семью эвакуировали в Казахстан, где я окончил педагогический институт. Я тогда увлекался самодеятельностью и спортом, меня все знали, поэтому назначили директором Дома учителя. Затем я приехал к родителям в Прокопьевск, где они работали артистами в местном театре. И я туда тоже устроился начинающим актером на очень маленькую зарплату. У меня уже самого тогда была семья, дети, поэтому приходилось подрабатывать буквально везде: был бутафором, разгружал декорации, исполнял обязанности машиниста сцены, потом стал заведующим постановочной частью, позже мне доверили оформлять новые спектакли как художнику-постановщику и наконец назначили заместителем директора театра. В это же время заочно я оканчивал ГИТИС в Москве. Потом меня уже назначили директором Рубцовского театра, а после — первым заместителем краевого управления культуры в Барнауле. А в 1981 году я был назначен на должность директора Иркутского драматического театра и приехал в Иркутск. Там я отработал шесть лет, и в 1986 году пришел в Музыкальный театр, тоже директором. Правда, потом, в связи с переездом в новое здание и с последними гастролями в Москве, пришлось очень сильно понервничать, так что после возвращения из столицы я попал в больницу с инфарктом. Оклемался, еще немного поработал и в 1998 году ушел на пенсию. А спустя несколько месяцев меня пригласил уже нынешний директор театра Владимир Шагин организовать здесь музей. Вот я здесь уже 13 лет этим и занимаюсь.

ВФ: Напомните, пожалуйста, когда произошел переезд театра в сегодняшнее здание, и как это происходило?

Д.С.: Здание это очень долго строили. Начали еще до моего прихода в первый раз. Когда я пришел в театр, строительство уже было на завершающей стадии. 30 декабря 1989 года новое здание Музыкального театра было сдано строителями. И наша труппа устраивала для них праздничный концерт. В этот вечер произошел забавный случай. Строители торжественно вручили мне символический ключ от нового театра, а я в ответ вручил им большой свиток с длинным перечнем тех недоделок, которые они не успели устранить. Они на меня обиделись, но поклялись все исправить в ближайшее время, но тут в стране все начало рушиться, партию устранили, начала меняться власть, и так все осталось недоделанным.

ВФ: Как вы оцениваете руководство Владимира Шагина?

Д.С.: Во-первых, я его рекомендовал на эту должность, когда уходил на пенсию. Поэтому я знал, кому отдаю театр. Он как директор хорош — инициативен, умеет ладить с начальством и очень хорошо умеет работать вне театра: создавать имидж театру, добиваться финансирования, находит контакты. Мне вот, например, лучше удавалось работать в самом театре, чем за его пределами.

Скачать PDF номера