Хождение по банковским мукам

Согласно статистике, в России выпущено уже более 160 млн банковских карт. В условиях, когда практически у каждого человека появился «пластик», и не один, особо активизировались банковские мошенники. По данным ассоциации российских членов Europay, в 2012 году объем мошеннических операций по банковским картам в РФ составил примерно $2,5 млрд. Причем за последние годы количество таких преступлений выросло на 60%. как видоизменяются способы мошенничества с помощью банковских карт и как обезопасить себя от злоумышленников, выяснил корреспондент SR.

Специалисты советуют быть осторожными при пользовании банковскими картами, так как рассеянность, несоблюдение элементарных правил безопасности часто ведут к потере денег

В моде изобретательность

С каждым годом мошенничество посредством банковских карт становится все более изобретательным и мультимедийным. Этот вид преступлений охватывает самые разные информационные сферы — от мобильной связи до социальных сетей в интернете.

«Виды банковского мошенничества претерпевают изменения. Сейчас этим промышляют злоумышленники не только в одиночку, но и объединяются в группы. Иногда на такого рода преступления выходят случайно, нередко этим занимаются даже люди, находящиеся в местах заключения. К примеру, в прошлом году мы выявили случай, когда один осужденный незаконным способом приобрел сим-карту (официально мобильная связь в исправительных колониях запрещена — SR). Обнаружив, что номер был подключен предыдущим обладателем к услуге дистанционного управления банковским счетом, он похитил все средства, списав их на карты своих родственников и друзей, — рассказывает начальник отдела «К» (отдел по борьбе с правонарушениями в сфере информационных технологий) ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Рудых. — В настоящее время все реже встречаются организованные группы злоумышленников, которые осуществляют физическую подделку карт. Последний подобный случай в Иркутской области мы выявили в 2012 году, когда «гастролер» из Москвы устанавливал на банкоматах специальные устройства, а затем передавал считанную информацию третьим лицам. Скимминг у нас сейчас не сильно распространен по двум причинам. Во-первых, такой вид преступлений трудоемок и затратен — нужно организовать труд нескольких мошенников, освоить технические средства. Во-вторых, во многом препятствуют возникновению таких правонарушений и сами банки — они устанавливают на банкоматы специальные приспособления, защищающие от скимминга, осведомляют о подводных камнях самих клиентов».

Таким образом, в настоящее время многие банковские мошенники сменили поле своей деятельности — они все чаще стали задействовать для правонарушений необъятные ресурсы информационного пространства. К примеру, человек, у которого на компьютере нет антивирусной программы, может быть подвержен следующему виду мошенничества. При входе в онлайн-кабинет банка из-за вирусов происходит переадресация на фишинговый (поддельный) сайт. Таким образом, данные банковской карты оказываются в руках у правонарушителей.

Кроме того, по мнению экспертов, особый наплыв мошенничества происходит в праздничные и предпраздничные дни. К примеру, злоумышленники рассылают на номера мобильных телефонов смс-сообщения со следующим текстом: «Открытка с 8 Марта для тебя http://хххххххх». При переходе по ссылке на мобильное устройство устанавливается вредоносное программное обеспечение, которое может осуществлять автоматическую отправку SMS на номера банка. Эти программы выводят деньги с банковской карты, если она привязана к мобильному номеру клиента. Мошеннический спам распространяется посредством SMS, а также в социальных сетях. При этом в качестве отправителя могут быть указаны как анонимные пользователи, так и знакомые люди.

Слово пострадавшим

Масштаб банковского мошенничества сложно переоценить — многие люди если не сами столкнулись с этим видом преступлений, то наслышаны о них от своих родственников и знакомых. Причем в большинстве случаев все заканчивается на грустной ноте — чаще всего пострадавшим не удается вернуть свои деньги. Сотрудники банков после происшедшего недоуменно разводят перед своими клиентами руками; в полицию потерпевшие обращаются крайне редко, полагая, что это также не даст ничего, кроме лишней головной боли.

Алексей Рудых признает, что в полиции оставляет заявления совсем небольшой процент от всех граждан, кто пострадал от банковского мошенничества: «Люди думают, что в судебном порядке сложно взыскать средства. Однако это не так. В 2014 году были внесены изменения в федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Теперь у сотрудников правоохранительных органов есть право получать информацию из банка до возбуждения уголовного дела. Это значительно ускоряет нашу работу. Срок доследственной проверки составляет в среднем около 10 дней».

С банковской карты иркутянки Ирины злоумышленники сняли деньги, взломав ее страницу в «Одноклассниках». Когда пострадавшая оплачивала с «пластика» платные услуги популярной соцсети, то не подозревала, чем может закончиться это безопасное, на первый взгляд, действие.

«Я поздно вечером возвращалась домой. Мне на телефон приходит смс: «С вашей банковской карты списана такая-то сумма». Затем приходит второе сообщение — в нем указана сумма уже вдвое больше. В несколько этапов были списаны все деньги — около 10 тыс. рублей. Вечером я заблокировала по телефону карту, на утро отправилась в банк. Я сама работаю бухгалтером, часто имею дело с банковскими операциями и знаю, что деньги при переводе с одной карты на другую приходят не сразу, поэтому есть возможность их заблокировать. Я просила сотрудников банка это сделать, но они по непонятной мне причине отказали. Было видно, что никто мне помогать здесь не будет, все хотят как можно быстрее замять неудобную ситуацию. В полицию я обращаться не стала, так как по своей работе уже приходилось связываться с правоохранительными органами, и до сих пор с содроганием вспоминаю о той волоките, которая за этим последовала».

У другой иркутянки, Светланы, произошла еще более запутанная история. Недавно девушка обнаружила на своей электронной почте официальное письмо от банка, где она оформила свою кредитную карточку, но еще не успела ею воспользоваться. В сообщении говорилось о задолженности по кредиту в размере более 50 тыс. рублей. В дальнейшем на ящик пришло около 10 извещений о других задолженностях. «Приехав через две недели в Иркутск (как раз находилась в отпуске, который, кстати, сильно омрачился из-за этой ситуации), первым делом позвонила по телефону, оставленному в письме. Там подтвердили наличие долга, ошарашив меня тем, что полгода назад я взяла кредит на 1 млн рублей. Мне бы никогда и не дали такую большую сумму, если учесть размер моего официального дохода и другие факторы. Обратилась в местное отделение банка, там сказали, что кредита по Иркутску на мое имя нет, зато есть «мой» кредит в Екатеринбурге! Я никогда не была в этом городе».

В банке Светлане сказали, что кредит взяла якобы ее однофамилица. Часть данных, в том числе паспортные цифры и дата рождения в документах по кредиту таинственным образом тоже совпали; различались лишь телефоны и имена поручителей.

«В банке меня буквально загоняли из одного отделения в другое; нужно было заполнить кучу бумаг. Причем официального извинения от руководства банка я так и не получила — мне сказали, что для этого нужно лично явиться в отделение и написать заявление. А когда я в первый раз писала жалобу, ее по каким-то причинам не приняли. На настоящий момент все задолженности закрыты, кредит вроде бы с меня снят. История слишком темная, но, откровенно говоря, нет времени заниматься ее доскональным расследованием, поэтому не стала обращаться в прокуратуру. Правда, сейчас, когда мне уже на самом деле нужно было взять кредит, мне отказали», — говорит Светлана.

В банке выдвигают версию, что девушка стала жертвой мошенников. Однако в отделе «К» не отрицают, что здесь не обошлось и без сотрудников отдела безопасности банка — только они обладают всеми данными о своих клиентах.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Такой позиции придерживаются сами сотрудники банков, уверяя, что чаще всего мошенничество с помощью банковских карт происходит, когда люди не соблюдают элементарных правил безопасности.

«Банковская карта — это, конечно, более безопасный способ хранения денег, чем бумажник, но, по сути, это тот же кошелек, требующий к себе бережного и аккуратного отношения. Иногда люди сами по незнанию компрометируют данные своих карт — переводят деньги через незнакомые сайты, клюют на смс-рассылки от злоумышленников. Конечно, все мы ходим под Богом, с любым может произойти мошенничество. Но во многом от нашей собственной бдительности зависит наша личная безопасность и безопасность наших денежных средств, — комментирует начальник пресс-центра Байкальского банка «Сбербанк России» Михаил Мазур. — К сожалению, доказать вину по статье №159 УК («Мошенничество«) крайне сложно, пострадавшие не всегда могут вернуть обратно потерянные средства. Вообще, возврат денег от злоумышленников — полномочия не банка, а правоохранительных органов. Банк компенсирует потери клиентов только в том случае, если произошло ошибочное списание средств — к примеру, когда сам сотрудник перепутал цифры и вместо одного номера присоединил банковскую карту к другому. Такие случаи раскрываются в ходе служебных проверок. Сами банковские работники не могут свободно использовать данные клиентов, такая возможность исключена на корню. Конечно, были случаи, когда кто-то распоряжался счетами, которыми не пользовались 5-10 лет, но они были очевидными и поэтому сразу же раскрывались».

Как советует Алексей Рудых, лучшее средство обезопасить свой капитал — завести несколько банковских карт с разными счетами. На одну карту переводить только небольшие суммы и использовать как бумажник с мелочью — совершать с его помощью покупки в интернете. Второй «пластик» с крупной суммой по минимуму «светить» в информационном пространстве.

«Если у вас есть свой личный кабинет на сайте банка, то обязательно установите на компьютер и мобильный телефон антивирусную программу. Она обезопасит от попадания вирусов, при которых возможен переход на фишинговую версию. Чтобы избежать этого, проверяйте домен ресурса — поддельный обязательно будет отличаться хотя бы на одну букву от настоящего, — уточняет Алексей Рудых. — Не рекомендуется заходить в личный кабинет банка с чужих компьютеров (так как есть вероятность, что информация там сохранится, и ее смогут в своих целях использовать злоумышленники). Также нежелательно пользоваться для банковских дел смартфоном — в случае его потери этот факт может сыграть против вас и вашего бюджета. И обязательно отключайте услугу мобильного банка при смене сим-карты. Кроме того, особую бдительность следует соблюдать во время путешествий — ни в коем случае не передавайте данные о своей банковской карте третьим лицам, не допускайте, чтобы ее куда-то уносили (например, в магазине или в ресторане)».

 

В конткесте

КТО ЧАЩЕ — МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ?
По данным аналитического центра «АльфаСтрахование», доля страховых случаев по банковским картам, приходящаяся на представительниц женского пола, составляет 41,5%, мужского — 58,5%. При этом женщины теряют банковские карты гораздо реже представителей сильного пола — доля страховых случаев, связанных с утерей банковской карты, заявленных женщинами, составляет 39%, мужчинами — 61%.
Однако женщины гораздо чаще мужчин становятся жертвами мошенников — на их долю приходится 62,5% страховых случаев, связанных с мошенничеством — фишингом, скиммингом и другими способами несанкционированного снятия средств. Более трети страховых случаев — 37%, при которых женщины подвергаются мошенничеству, происходят за границей — во время путешествия или командировки.