Хороший работодатель без ДМС не оставит

Государство гарантирует всем бесплатную медпомощь за счет средств, выделяемых через систему обязательного медицинского страхования. Но, как показывает практика, несмотря на определенный прогресс, медицина «на общих основаниях» до сих пор ассоциируется с очередями, довольно длительным ожиданием записи к специалистам и более низким в сравнении с платными услугами уровнем сервиса. Обслуживание по программам добровольного медицинского страхования выглядит куда привлекательней, но далеко не каждый в России может себе позволить самостоятельно оплачивать полис ДМС. Неудивительно, что компании, которые страхуют своих работников, на рынке труда котируются гораздо выше своих менее щедрых конкурентов. Но есть ли смысл в сложных экономических условиях тратиться на «добровольные» полисы? Насколько это дорого? И действительно ли взамен предприятие получает качественные услуги, позволяющие в случае недуга быстро вернуть трудового «бойца» в строй, а в идеале вообще свести заболеваемость в коллективе к минимуму? Об этом говорили участники конференции, которую провела в Иркутске страховая группа «СОГАЗ».

Конечно, в условиях кризиса есть предприятия, которые оптимизируют соцпакеты для своих сотрудников, и некоторые из них, к сожалению, отказываются от ДМС. Но, как правило, крупный бизнес, заинтересованный в выстраивании долгосрочных отношений с персоналом, сохраняет такой бонус для сотрудников. Тем более что существуют другие способы оптимизации расходов — например, за счет дифференциации программ страхования для различных категорий сотрудников и изменения условий программ. Тот факт, что подавляющее большинство серьезных работодателей стремится предоставить своим сотрудникам ДМС, еще раз подчеркивает значение этой льготы в системе мотивации персонала.

В преимуществах ДМС и возможностях таких программ (нынешних и потенциальных) специалисты СОГАЗа ориентируются, пожалуй, как никто другой. В этом виде страхования компания уже много лет является абсолютным лидером. Доля компании на рынке ДМС составляет сегодня почти 35%, а число застрахованных — несколько миллионов человек.

«Если говорить об иркутском рынке ДМС, то здесь СОГАЗ также занимает первое место, — отметила территориальный директор АО «СОГАЗ» по Сибирскому федеральному округу Ирина Кандинская, открывая недавнюю конференцию в столице Приангарья. — Позиция лидера обязывает нас быть лучшими не только по объемам страхования, но и по качеству оказываемых услуг. Чтобы оставаться первыми, нужно постоянно совершенствоваться. И мы собрались, чтобы в рамках конференции, все вместе — представители страховой компании, предприятия-держатели договоров ДМС и лечебные учреждения — обсудить, как сделать наше трехстороннее взаимодействие максимально комфортным и эффективным. Наша задача — настроить систему так, чтобы каждый застрахованный получал оперативную и качественную медицинскую помощь. То, что ему необходимо, в той точке, где он находится и без лишних сложностей».

Практически все представители СОГАЗа, выступавшие на конференции с докладами, подчеркивали, что выстраивание отношений с клиниками и санаториями, оказывающими медуслуги, их отбор, ранжирование, контроль и защита прав застрахованных — ключевые функции страховой компании.

От «хорошо» к «отлично»

Участники конференции ознакомились с результатами опроса, который Иркутский филиал страховой компании проводил в 2015-2016 годах. Мониторинг коснулся качества организации медицинской помощи по двум направлениям — оценка деятельности Иркутского филиала АО «СОГАЗ» и обслуживание в медицинских организациях города и области. Участниками опроса стали сотрудники «Газпрома», «Сбербанка», «Роснефти», «Саянскхимпласта», сети супермаркетов «Слата». Качество организации медпомощи в иркутском филиале СОГАЗа большинство опрошенных оценили на «хорошо». Возник вопрос: что следует предпринять, чтобы стало «отлично»?

Получив обратную связь, компания сделала выводы и приняла для себя ряд важных решений. Устранить сложности при дозвоне в страховую компанию помогла выделенная телефонная линия для отдела организации медпомощи. Появился и круглосуточный диспетчерский пульт 8-800-333-44-19. В результате звонки, поступающие в филиалы в нерабочее время, автоматически переводятся на колл-центр головного офиса. Среднее время ожидания на линии экстренной помощи сейчас составляет 7 секунд. Сервис-фактор (то есть процент звонков, принятых в течение 20 секунд) — 95%. Кроме того, СОГАЗ запустил cмс-информирование: застрахованный получает уведомление о направлении гарантийного письма в лечебное учреждение, что тоже очень удобно.

Также важно, чтобы согласование назначенных врачом медицинских услуг происходило без участия застрахованного лица. Пока по такой схеме работает не так много медицинских организаций, но этот список планируется расширить.
Еще одно пожелание застрахованных по ДМС — прием в лечебное упреждение по «прямому доступу», то есть без запроса гарантийного письма. В Иркутске подобную модель готовы использовать 50% медорганизаций, а в Иркутском районе таких пока только 4%. Есть куда стремиться. Ведь, по логике вещей, к тем клиникам, где пациент обслуживается по программам ДМС, он предъявляет более высокие требования, ожидает отлаженных процессов взаимодействия «доктор-пациент».

Люди рассчитывают, что полис ДМС обеспечит им доступ в медучреждения с комфортным гибким графиком работы (после работы и в выходные) и самым современным оборудованием. Они хотели бы, чтобы в больницах был отдельный кабинет страховой медицины. Им важно получать квалифицированную помощь и за пределами больших городов. Клиентам интересны программы, позволяющие выехать на санаторно-курортное лечение.

Все эти пожелания, выявленные по результатам опроса, медучреждения-партнеры компании СОГАЗ в Иркутской области изучили с большим интересом и отреагировали на них потоком новых актуальных предложений.

«В страховой медицине работает простой принцип, — прокомментировала директор Иркутского филиала АО «СОГАЗ» Оксана Якубова. — Где хорошо обслуживают, где есть квалифицированные специалисты, туда и идут основные потоки наших клиентов. И мы рады, что клиники-партнеры тоже настроены на развитие как с точки зрения повышения качества услуг, улучшения сервисной составляющей, так и в части расширения своих возможностей. А это значит и расширение возможностей наших программ добровольного медицинского страхования. Учреждения открывают новые направления, закупают новое оборудование. Потому мы сегодня можем предложить гораздо больший перечень услуг, чем тот, который входит в базовую программу ДМС».

Сколько же стоит здоровье?

Высокие технологии и достойное качество услуг вовсе не означают, что цена на полисы будет неподъемной. Представители СОГАЗа уверены: при обсуждении условий договора всегда можно найти вариант, как сделать ДМС максимально доступным для работника и соответствующим возможностям работодателя. Всегда есть варианты, как улучшить стандартные пакеты, при этом не увеличив или даже сократив расходы. Коллективный договор ДМС может быть заключен с любой компанией вне зависимости от профиля деятельности и количества сотрудников (от нескольких человек до десятков тысяч работников в огромных холдинговых структурах). Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа ДМС, которая является оптимальной именно для него.

При этом нужно понимать, что частному лицу ДМС обходится дороже, чем компаниям в пересчете на каждого сотрудника. Работать с корпоративными клиентами проще и выгодней, поскольку при страховании больших коллективов происходит равномерное распределение риска среди всех сотрудников компании.

«Обычно полис ДМС для корпоративных клиентов стоит от 3 до 9 тысяч рублей, — сообщила Ирина Кандинская. — Это небольшая сумма, если учесть, что высокотехнологичные медицинские манипуляции иногда обходятся в десятки, а то и сотни тысяч рублей».

Очевидно, что работнику сложно оплачивать высококвалифицированную медицинскую помощь из собственного кармана. Потому ДМС за счет компании — оптимальный вариант. Но и самим компаниям это тоже выгодно. Даже если отложить в сторону аргументы о лояльности и репутации. Во-первых, страховая защита по ДМС позволяет повысить работоспособность персонала, снизить временную нетрудоспособность и улучшить производительность труда. Во-вторых, действующим законодательством установлен льготный режим налогообложения предприятий, заключивших договоры ДМС своих сотрудников.

Неудивительно, что страховые компании связывают большие надежды с этим направлением своей деятельности. Правда, говорят, что оптимальным для российского здравоохранения могло бы стать создание в стране единой системы медицинского страхования, в которой ДМС было бы дополнением к ОМС. Пока же на практике это два альтернативных, параллельных варианта.

ДМС — дополнение или альтернатива?

Участники конференции в Иркутске единогласны: когда у человека есть полис ДМС, он и не вспоминает об ОМС. При этом действующее законодательство никак не регулирует вопросы сочетания программ, принципы ценообразования и софинансирования лечения. С правовой точки зрения лечебное учреждение сегодня не может оказать пользователю ОМС часть услуг на коммерческой основе. Как бы это могло быть? Не пришлось бы, например, ждать УЗИ в порядке очереди, а пройти его в той же больнице, но в коммерческом отделении.

По мнению многих специалистов, продуманное сочетание двух видов страхования позволило бы существенно повысить качество медицинского обслуживания. В то же время стоимость программ ДМС могла бы заметно снизиться. У страховщиков появилась бы возможность разрабатывать комбинированные продукты, востребованные на массовом рынке.

Подобные инициативы в профессиональной среде обсуждаются давно. Обретут ли они когда-нибудь реальную форму? Вопрос открытый. Пока же страховые компании работают на оба фронта. А СОГАЗу удается удерживать лидерство как в добровольном, так и в обязательном медицинском страховании. При этом права застрахованных в системе ДМС и ОМС компания отстаивает одинаково успешно.

Ольга Брайт