«Хоббит» как поездка в Диснейленд

С некоторых пор главным событием предновогоднего проката становится выход очередной части «Хоббита» режиссера Питера Джексона. Так было в прошлом году, так в этом, и то же самое будет в следующем. Небольшая повесть Толкиена в три сотни страниц благодаря экранизации превратилась в настоящую киносагу о приключениях гномов, которые хотят отвоевать принадлежащее им по праву королевство. В этом непростом деле им по-прежнему помогает полурослик с волосатыми ногами и высоченный волшебник в большой шляпе.

Несмотря на то что хронометраж картины составляет без малого три часа экранного времени, событий в нем происходит, прямо скажем, не так уж много. Такой была и первая часть, в которой вся эта разношерстная компания треть фильма только собиралась в поход, а оставшееся время только и успела, что дважды сразиться с троллями и орками, да встретиться с эльфами. Сюжет второй части тоже с легкостью укладывается в одно предложение. Гномы, преследуемые отрядом злющих орков, вместе с Гендальфом и Бильбо Бэггинсом, продолжают свой путь к Одинокой горе, чтобы победить дракона Смауга, который охраняет не только саму гору, являющуюся гномьим королевством, но и несметные сокровища. По пути они встретят негостеприимного оборотня, сразятся с гигантскими пауками, попробуют убедить лесных эльфов помочь им и побывают в городе людей, которые живут, в отличие от всех обитателей этого сказочного мира, как бомжи.

Скажем сразу, все претензии в затянутости фильма, которые успели высказать в своих отзывах кинокритики всего мира, справедливы. И действительно, если взглянуть на скелет сюжета, на самом деле непонятно, о чем там можно снимать картину продолжительностью три часа. Впрочем, дело тут совсем не в сюжете, а в первую очередь в самом художественном мире Толкиена, который воплощает в кино Питер Джексон, ну и в технологиях, конечно.

Если в прошлом году формат HFR 3D (показ картины со скоростью 48 кадров в секунду, да еще и в стереоочках) был доступен лишь нескольким кинотеатрам в стране, то сегодня все кинозалы уже успели обновить программное обеспечение своих проекторов и с легкостью показывают своим зрителям кино повышенной четкости и объема. Выглядит это действительно впечатляюще. Не будем обманывать читателя: у вас не будет ощущения, что вы находитесь «внутри фильма», как об этом пишут некоторые журналисты, цитируя рекламные проспекты новой аппаратуры, но просмотр второго «Хоббита» это действительно нечто новое в развлекательном кино. Чем-то этот формат напоминает телевизионный, который демонстрирует потоковое видео в убыстренном темпе, благодаря чему зритель видит картинку так, как будто она не на экране, а непосредственно перед его глазами. Но глубины изображению и особой яркости добавляет 3D, благодаря которому ловишь себя на желании рефлекторно увернуться от летящей на тебя огромной пчелы (а в некоторых кадрах эльфийской стрелы или отрубленной орочьей руки). Но и это, так сказать, лишь сопутствующие детали.

Чтобы объяснить картину «Хоббит: пустошь Смауга» зрителям, которые еще ее не видели и только хотят определиться, идти им в кино или не идти, придется прибегнуть к сравнению этого фильма с походом в Диснейленд. В принципе никакого открытия тут нет — современный коммерческий кинематограф уже давно стремится дать своим зрителям ощущения, наиболее схожие с теми, что можно получить на современных аттракционах. Питер Джексон со своим «Хоббитом» на сегодняшний день в этом стремлении добился больше других. Во-первых, вы с первых секунд оказываетесь в таком сказочном мире, который вы не найдете больше нигде, и это само по себе способно впечатлить довольно сильно. Во-вторых, в этом парке развлечений вас ждет множество самых разных аттракционов: начиная от комнаты ужасов (сцена с пауками в Лихолесье) и заканчивая динамичной поездкой в пустой бочке по стремительной горной реке: при этом вокруг вас будут происходить невероятные битвы эльфов с орками, и в какой-то момент вы буквально почувствуете, что кто-то наступает вам на голову, перепрыгивая на другой берег. Что же касается встречи с драконом, она является гвоздем программы — с обязательным пусканием пламени в зрителей. Главное отличие от поездки в Диснейленд у «Хоббита» заключается в том, что вы испробуете сразу все аттракционы, заплатив за это всего 250-300 рублей и не выезжая из своего родного заснеженного города. Ну а тот факт, что вы утомитесь физически и морально от всего этого пестрого разнообразия, тоже в порядке вещей. Как говорится, усталые, но довольные они вернулись домой. И готовы подождать год, чтобы еще раз повторить все это уже в другом Диснейленде, то есть на третьей, заключительной, части «Хоббита».

Поход на «Хоббита» похож на поездку в Диснейленд: коммерческий кинематограф давно стремится дать зрителям ощущения, схожие с теми, что можно получить на современных аттракционах, и Питер Джексон в этом преуспел больше других.