Хабаровский недострой поманила Керчь

Оставшиеся на ХСЗ корпуса от судов «Олимпия» могут добраться до Черного моря
Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ), успешно спустивший вчера на воду головное судно проекта А45-2 для нужд Хабаровского края, может получить аналогичные заказы от других субъектов, заявил губернатор Вячеслав Шпорт. Между тем в «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) говорят, что больший интерес пока вызывают суда СВП-50, одно из которых уже заложено на ХСЗ, а также недостроенные предприятием с советских времен «Олимпии», которые могут пригодиться в Черноморском регионе. Впрочем, сначала проект нужно доработать под требования российского регистра и условия санкций, из-за которых стали недоступны двигатели от немецкой MTU.

Спущенное на воду судно «70 лет Победы» к августу должно пройти испытания и уже в сентябре может начать выполнять рейсы. Фото Евгения Переверзева

Вчера на Хабаровском судостроительном заводе (на 85,19% принадлежит ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» — «дочке» ОСК) прошла церемония спуска на воду головного судна проекта А45-2, которое строилось на предприятии по заказу ОАО «Хабаровск­водтранс» (на 100% принадлежит правительству региона) с 2011 года. Суда А45 способны принимать на борт до 100 пассажиров и развивать скорость до 70 км/ч, преодолевая до 650 км на речных линиях. Спущенное на воду судно, названное «70 лет Победы», к августу должно пройти испытания и уже в сентябре может начать выполнять рейсы в низовья реки, в Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре, заявил губернатор края Вячеслав Шпорт.

Власти заказали на ХСЗ три судна проекта А45, первое обошлось в 178,6 млн руб., еще два с сопоставимой стоимостью строятся — у одного готовность более 50%, у другого — почти 40%, сообщили „Ъ“ в правительстве региона. Кроме того, на предприятии работают над судном на воздушной подушке проекта СВП-50 — оно может перевозить до 50 человек или 25 пассажиров и до 2 т грузов на расстояние до 400 км. Судно стоит около 45 млн руб., но цена заказа может быть доведена до 60 млн руб. Готовность СВП-50 — более 60%, «в октябре его могут спустить на воду и до конца года начать испытания», уточнили „Ъ“ в пресс-службе.

Губернатор Вячеслав Шпорт на церемонии спуска «70 лет Победы» заявил, что проект А45 может заинтересовать другие субъекты РФ. «Судно может пойти в среднюю серию, мы рассчитываем на это, будем продвигать продукт в соседних регионах, но многое будет зависеть от ходовых испытаний»,— сказал он. Об этом же, по данным „Ъ“, шла речь на вчерашней рабочей встрече главы региона, руководителя дирекции программы «Суда река-море» ОСК Сергея Итальянцева и директора ЗАО «Гознак-лизинг» Александра Бабича. По словам одного из чиновников, к судам А45 проявляют интерес регионы с крупными реками, например ХМАО, а к СВП-50 — газовые компании, осваивающие Север.

Одной из дочерних структур «Газпрома», работающей в Красноярском крае, нужны «пять пассажирских аппаратов по 50 человек и пока одна транспортная платформа на воздушной подушке на 60 т»,— подтвердил „Ъ“ Сергей Итальянцев. Переговоры прошли в конце апреля. «Пока это предварительно, но мы прорабатываем привязку проекта к их природным условиям»,— отметил он.

В то же время ОСК изучает возможность достройки двух находящихся на ХСЗ морских пассажирских судов на подводных крыльях класса «Олимпия», которые начали строить еще в советские годы — их корпуса «почти полностью готовы, только насыщение доделать». Суда могут перевозить до 250 человек на 300 миль, и их «однозначно нужно достраивать», сказал представитель ОСК, хотя проект и нуждается в доработке под требования российского регистра. Этим может заняться ЦКБ имени Алексеева или проектант А45. «Суда очень хорошие. Единственное, там двигатели были MTU, которые сейчас не проходят с точки зрения санкций, но подыскиваем другие»,— пояснил он.

В ОСК полагают, что «Олимпии» могут пригодиться в Черноморском регионе. «Предварительно проведены переговоры с потенциальным эксплуатантом. Мы хотим перегнать их и ходить по маршруту Ялта—Стамбул или на Керченской переправе из Краснодарского края в Крым (Кавказ—Керчь)»,— пояснил Сергей Итальянцев. Во сколько может обойтись достройка «Олимпий», он оценить затруднился: «Это дорогостоящие работы, но надо понимать, что новое судно такого класса будет дороже».

Отметим, что упомянутые господином Итальянцевым трения между ОСК и концерном MTU стали достоянием гласности в марте. Тогда российская корпорация объявила, что выдвинет иск против немецкого производителя за отказ поставлять двигатели для корветов и будет переходить на использование вместо этих силовых агрегатов отечественного оборудования. Между тем главные двигатели для проекта А45-2 также производства MTU — две установки на 1 МВт каждая ставятся парно по бортам судна, сказал вчера „Ъ“ источник в отрасли и подтвердили в правительстве. Водометный движитель судна производится на Зеленодольском заводе, а дизель-генераторы — во Франции.

Дмитрий Щербаков