Взрыв обрел статус версии

Озвучены предварительные причины катастрофы Ми-8 в Иркутской области
Вчера Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте в числе версий катастрофы Ми-8 в Иркутской области назвало и нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ. Напомним, вертолет со взрывчаткой на борту летел устранять ледовые заторы на севере региона и потерпел крушение. К этой же версии склоняются и в авиакомпании «Ангара», которой принадлежал вертолет. Ми-8, выпущенный в 1986 году, налетал только 8 тыс. часов при назначенном ресурсе в 26 тыс. и в 2009 году прошел капитальный ремонт, а экипаж был одним из самых опытных в авиакомпании. На момент сдачи номера на месте катастрофы обнаружены тела двоих из девяти погибших.

Пропавший вертолет был задействован для обследования паводковой обстановки и устранения ледовых заторов. Фото Александра Миридонова

Вертолет Ми-8, на борту которого находилось около 2 т взрывчатки для обследования паводковой обстановки и устранения ледовых заторов в Катангском и Киренском районах Иркутской области, пропал 6 мая вечером. Позже его обломки были обнаружены на льдине в нескольких километрах от деревни Преображенка. Именно для ликвидации затора на реке около этого населенного пункта и летело воздушное судно. В начале мая в Преображенке из-за резкого повышения уровня воды было подтоплено 125 домов, потребовалась эвакуация местных жителей. На борту вертолета находились девять человек, в том числе врио начальника ГУ МЧС по Иркутской области Станислав Омельянчик.

Взорвался без регламента

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала причину крушения вертолета Ми-8 на севере Иркутской области, в результате которого погибли девять человек. Трагедия произошла 6 мая 2013 года — судно, груженное взрывчаткой для устранения ледовых заторов, взорвалось в воздухе со спасателями на борту…

Подробнее

По неофициальным данным, падению Ми-8 предшествовал взрыв в воздухе, вспышку от которого видели местные жители и члены экипажа другого вертолета. В областном ГУ МЧС призвали дождаться результатов официального расследования и уже потом говорить о причинах произошедшего, однако подтвердили, что в момент катастрофы в том районе в небе находились три вертолета. Версия сдетонировавшей взрывчатки стала одной из трех, озвученных вчера в качестве основных Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте. Еще две — неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотирования. Ведомство, накануне возбудившее уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), также отчиталось о проведенных в рамках расследования мероприятиях. Следователи изъяли предполетную документацию в аэропортах Иркутска и Киренска, а также документы, относящиеся к хранению и выдаче взрывчатых веществ. Кроме того, ими допрошены сотрудники ГУ МЧС по Иркутской области и региональной аварийно-спасательной службы, участвовавшие в организации служебной командировки. Также устанавливаются лица, ответственные за хранение и транспортировку взрывчатки.

К версии сдетонировавшей взрывчатки склоняются и в авиа­компании (АК) «Ангара», которой принадлежал разбившийся вертолет. По сообщению пресс-службы АК, потерпевший крушение Ми-8Т RA-№24410 был выпущен в 1986 году и имел 8 тыс. часов налета, в то время как назначенный ресурс для него составляет 26 тыс. часов. Капитальный ремонт вертолета производился в 2009 году, и перед вылетом из аэропорта он прошел все необходимые виды техобслуживания. Командир судна Игорь Марков имел более 10 тыс. часов налета, а экипаж был одним из самых опытных в авиакомпании. Борт вертолета был оснащен системой диагностики и контроля, производящей голосовую запись и фиксацию параметров полета воздушного судна.

Тем временем на месте катастрофы к моменту выхода материала в печать спасательные работы только начались. Несмотря на то что обломки вертолета были обнаружены в 19.40 по местному времени в понедельник, из-за труднодоступности местности и надвигающейся темноты доставку спасателей к месту трагедии было решено перенести на утро вторника. Вчера в 12.30 по местному времени на площадке в районе деревни Мога, в нескольких километрах от места крушения, высадились 43 спасателя. Однако, как сообщил на брифинге днем заместитель начальника областного ГУ МЧС Валентин Нелюбов, они смогут приступить к работам, только когда на место катастрофы прибудут специалисты МАК и оперативно-следственная группа, вылетевшие из Иркутска в полдень. «Это процессуальный момент», — сказал он. К месту крушения они прибыли только к вечеру. В 17.30 Валентин Нелюбов заявил, что в течение часа начнется «активная фаза поисковых работ». Первым делом прибывшим предстоит осмотреть место трагедии, только потом начнется поиск погибших. «Если бы люди были живы, их бы уже увидели с воздуха», — сказал заместитель начальника ГУ МЧС. Он также описал место трагедии: это заводь реки Нижняя Тунгуска диаметром около 800 м, обломки вертолета частично лежат на тонком льду. В спасательных работах будут участвовать водолазы. Об обнаружении первых тел погибших сообщило МЧС России. «При проведении поисково-спасательных работ на льду реки на месте крушения вертолета обнаружены тела двух погибших. Сейчас принимаются меры для их эвакуации», — сообщили информагентства со ссылкой на начальника управления информации МЧС России Олега Воронова.

Екатерина Еременко