Выставочный бум

Минувшая неделя в культурной жизни столицы Приангарья прошла под знаком изобразительного искусства. Художественные выставки открывались на разных площадках Иркутска едва ли не каждый день, а иногда и по две сразу. Обозреватель ВФ Антон Кокин побывал на пяти из них.

Иркутское отделение Союза художников всего неделю назад завершило празднование своего 80-летия, отметив его грандиозной выставкой в Сибэкпоцентре, где представило чуть не тысячу произведений более чем трех сотен местных авторов. Однако уже через пару дней стало ясно: этим экспозиционная активность Иркутска ограничиваться не собирается.

В Стране чудес

В Музейной студии областного краеведческого музея открылась тематическая выставка «Алиса в Стране чудес» из собрания екатеринбургского коллекционера Александра Шадрина, который уже привозил в Иркутск экспозиции Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Выставка, посвященная творчеству Льюиса Кэрролла, менее ценна как в буквальном — денежном выражении, так и с художественной точки зрения, хотя и представляет уникальные литографии, выполненные к первому в истории цветному изданию знаменитой книги. Автором иллюстраций стал английский художник Джон Тенниел, который сделал две абсолютно разных серии для изданий 1937 и 1940 годов, выпущенных в Лондоне. При этом художник имел возможность сотрудничать с самим Кэрроллом, благодаря чему изображения персонажей всеми любимой сказки получились наиболее близкими к авторскому видению.

Кроме собственно литографий, которые занимают лишь небольшую часть, на выставке представлены также куклы, изготовленные по заказу коллекционера специально для этой выставки различными художниками из Перми, Казани, Санкт-Петербурга и так далее. Куклы призваны сделать мир книги Кэрролла не только зримым, но и объемным. Таким образом, зритель как будто попадает внутрь книги и имеет возможность почувствовать и себя ее героем: на маленьком столике стоит пузырек с надписью «Выпей меня», тут и там встречается улыбка Чеширского кота, в одном из углов скалит зубы страшный зверь Брандашмыг, а в другом — стоит домик, из окон и дверей которого торчат ноги и руки Алисы, а в центре зала размещается кукольная композиция, посвященная сцене чаепития у Безумного шляпника.

«Этой книге уже более 150 лет, но она все время переиздается, появляются новые переводы, и множество художников продолжают делать к ней иллюстрации, — говорит заведующая музейной студией Юлия Стременецкая. — Выставка главным образом ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но также будет интересна всем любителям «Алисы в Стране чудес».

Экспозиция будет работать в Музейной студии до конца января. Стоимость билетов различна: для дошкольников — 100 рублей, для школьников — 150, для взрослых 200 рублей.

Наивный подход

Выставка художника и дизайнера Петра Ончукова, открывшаяся 15 ноября в галерее LeArt, тоже может заинтересовать детей, хотя главным образом обращена все-таки к взрослой публике, которая умеет ценить наивное искусство. Детский взгляд на мир — это, наверное, главная черта, которую пестует в себе автор, создающий с помощью техники примитива очень симпатичную интерьерную живопись. Экспозиция получила название «Разумное неразумное».

Родившийся в 1971 году в Иркутске и окончивший здесь художественное училище, Петр Ончуков уже около десяти лет живет в Москве, где зарабатывает графическим дизайном, продолжая писать смешные натюрморты, добрые жанровые зарисовки, собачек, кошечек и прочую живность. Под стать самим картинкам — намеренно дурацкие названия, чтобы было еще веселее. Так, например, семь сиреневых груш на сером фоне носят название «Армен торгует баклажанами», а дождь из земляники — «Дуновение легонького киселька». Есть целая серия жанровых работ под названием «Тузики», где каждая картинка — это та или иная жизненная ситуация или эпизод из собачей жизни, которая слишком похожа на человеческую: «Предложение совместного счастья, подкрепленное материально», «Новоселье» или «На фоне Пушкина снимается семейство».

«Мне изначально нравилось наивное искусство, именно от него я и отталкивался, — говорит Петр Ончуков. — Но на самом деле большинство жителей земного шара любят традиционное искусство, и совсем немногие из них готовы понимать какие-либо эксперименты. Принимать и воспринимать в отношении зрителя это разные вещи, хотя воспринимают, как правило, вроде бы неплохо». Действительно, в небольшой галерее в момент открытия выставки было не протолкнуться. Большинство посетителей составили друзья и знакомые автора, которые пришли с ним повидаться, но были и те, кто заинтересован именно в таком искусстве.

Христианство в современном искусстве

Еще одной яркой и неожиданной экспозицией стала выставка «Земное и Небесное», открывшаяся в фойе Иркутской областной филармонии по инициативе иркутской арт-галереи Dias. Любопытной оказалась не только тема экспозиции — образы христианства в современном искусстве, но и смелый подход двадцати современных художников из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Около сорока работ объединены, с одной стороны, лишь темой, но неожиданно очень хорошо гармонируют друг с другом, несмотря на очень разные стилевые и технические подходы.

Авторы выставки — разные по возрасту, известности, социальному положению и заслугам. Так, среди художников есть как член-корреспондент Академии художеств Феликс Волосенков и вице-президент фонда «Свободная культура. Пушкинская-10» Сергей Ковалевский, так и начинающие авторы Новосибирска.

«Экспозиция обращается к эстетическому бессознательному людей, знакомых с художественной культурой ХХ века и несущих в глубине себя коды и ценности христианского мироощущения, — говорит куратор выставки Владимир Назанский, который проводил ее в Новосибирске, откуда она затем была перевезена в Иркутск. — Думается, что выставка доступна для восприятия всех людей — атеистов, агностиков, верующих, независимо от принадлежности к той или иной конфессии, взглядов и представлений — поскольку язык искусства универсален».

Стоит отметить, несмотря на слишком уж активное в последнее время желание верующих оскорбиться за свои чувства, работы совершенно не борются с христианством и не пытаются выставить его в каком-то не таком свете. Просто они смотрят на православную веру с точки зрения современных прогрессивно мыслящих людей, старающихся достучаться до сегодняшнего зрителя. И, надо сказать, им это удается. Работы трактуют эту тему очень свежо. Причем настолько, что хочется посоветовать сходить на эту выставку некоторым иркутским художникам, кому зачастую такого свежего взгляда не хватает.

В поисках женщины

Еще одной выставкой, организованной арт-галереей Dias на прошедшей неделе, стала экспозиция «Образ женщины». Несмотря на не самую оригинальную тему, заявленную в названии, выставка показывает взгляд молодых неординарных художников Иркутской области с ярко выраженным авторским стилем. Алексей Рютин, Степан Шоболов и Александр Имедеев настолько непохожи друг на друга по манере выражения, что даже удивительно наблюдать их в одном проекте. И тем не менее экспозиция получилась цельной, поскольку демонстрирует разные варианты развития молодого поколения иркутской живописи.

От работ Алексея Рютина веет декадансом; женские образы не проявлены, смотрят на зрителя будто из тумана или сновидения; основной цвет — черный, изображение размыто. Героиня его картин — скорее Незнакомка Александра Блока. Хотя, вместе с общей загадочностью ее облика, чаще всего она практически без одежды.

Степан Шоболов пишет совершенно иначе, хотя героинь его картин тоже вряд ли встретишь в обычной жизни. Он, наверное, единственный представитель молодого поколения, который на правах члена Союза художников старается приучить «музейную публику» к стрит-арту. Сам украсивший немало городских стен своими граффити Степан Шоболов активно использует эту стилистику в живописи, не забывая в то же время и про любимые комиксы. Пожалуй, наиболее близким определением манеры его творчества будет киберпанк, а потому женщины в его работах имеют мало общего с теми, которых мы привыкли встречать на иркутских улицах.

Наверное, самыми приближенными к реальности оказываются женщины на картинах Александра Имедеева, хотя понятно, что фотографического сходства с моделями зрители, скорее всего, не найдут. Живущий в Ангарске молодой художник отстаивает в своем творчестве, держась корней, восточную тему, а потому героинями его картин чаще всего выступают бурятские красавицы. Впрочем, из всех троих он, кажется, еще не пришел к какому-то единому своему стилю, пробуя силы в разных техниках и манерах.

Восточное пространство

Зато Александр Имедеев отметился большим количеством работ не только в галерее Dias — самое деятельное участие он принимает также в проекте Союза художников в содружестве с Центром культуры коренных народов Прибайкалья под названием «Восточное пространство». Главной темой этой выставки стала этническая составляющая в искусстве иркутских художников. При этом совсем не обязательно являться представителем той или иной малой народности, чтобы поучаствовать в проекте, который проводится в Иркутске уже не первый год.

Например, в выставке приняли участие художники русские по национальности: Александр Шипицын, Анатолий Костовский, Валерий Чевелев, Евгений Турунов и другие члены Союза художников, но все же главное место в этой экспозиции занимают бурятские авторы: Юрий Ермолаев, Влад Урбаханов, Александр Имедеев, Анжелика Алсаткина, Любовь Бертакова, Карл Шулунов и многие другие. Всего в выставке участвуют 29 авторов.

Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство — всего около восьмидесяти работ — посвящены не только бурятской культуре, но и в целом коренным народам Прибайкалья, в том числе эвенкам и тофаларам.

Антон Кокин