Выставка открытых эмоций

В иркутской галерее «Дом художника» на прошлой неделе открылась выставка, подводящая итог международного пленэра Art UGRA 2011, который прошел в Ханты-Мансийском автономном округе около двух месяцев назад. Иркутск впервые принимает подобную выставку: 26 художников из разных стран и регионов России собрались вместе, чтобы выразить каждый свой взгляд на первозданную природу Приполярного Урала. Экспозиция составила 100 лучших произведений, написанных во время этой поездки.

Проект арт-пленэра существует с 2004 года. Поддержанный администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, он уже на следующий год получил общероссийское значение, а в 2007-м вышел на международный уровень и стал получать помощь от комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Выставка по итогам международного пленэра 2011 года, который прошел в сентябре, в течение октября проходила в Государственном музее Ханты-Мансийска, главного организатора проекта. Иркутск попал в число городов-партнеров, поскольку местные художники уже во второй раз принимают участие в «Арт-Югре». В этом году Иркутское отделение Союза художников России в ханты-мансийском проекте представляли сразу два автора — Павел Авенариус и Владимир Максимов. Оба, кстати, по итогам пленэра были удостоены дипломов.

Искусствовед Наталия Сажина, являющаяся заместителем директора художественного музея Ханты-Мансийска, говорит, что первоначально этот проект был призван объединить художников только Югры, у которых не было возможности часто встречаться и обсуждать общие проблемы. «Однако мероприятие оказалось настолько востребованным, интересным и важным, что следующий пленэр привлек авторов из Сибири и Урала, а в 2007 году в «Арт-Югре» участвовали уже 50 художников, в том числе из зарубежных стран, — рассказывает она. — В этом году в пленэре приняли участие 26 художников из России, Франции и Чехии. Россию, кроме иркутских и ханты-мансийских художников, представляли авторы из Суздаля, Перми, Магнитогорска, Кургана, Новосибирска, Ногинска и Тюмени.

Отбором участников для пленэра занимается Ханты-Мансийское отделение Союза художников России, которое среди присланных на конкурс работ выбирает лучшие и приглашает авторов принять участие в проекте. Председатель местного союза художников Василиса Портнова говорит, что «пленэр — отдельный жанр изобразительного искусства, который сродни спорту». «У художника нет времени подолгу всматриваться в пейзаж, который находится перед ним, потому что погода в тех местах меняется каждые полчаса, — говорит она. — Автор должен очень быстро выдать свою первую эмоцию от того, что видит перед собой. Поэтому, наверное, можно назвать всех художников, работающих на пленэре, импрессионистами, а саму экспозицию — выставкой открытых эмоций».

Момент взаимодействия автора, материала и объекта — по сути, является моментом истины, который сразу показывает, чего каждый художник стоит. Поэтому пленэр — в определенный степени вызов, который принял каждый автор, принявший участие в проекте. К тому же по итогам поездки работы, не взирая на звания, возраст и место жительства художников, оценивало строгое жюри. К чести иркутских авторов, стоит отметить, что они не остались без дипломов, хотя ни один из них не удостоился гран-при. Павел Авенариус получил диплом второй степени в номинации «Пейзаж сегодня» (на итоговую выставку попало целых пять его работ, написанных в поездке), а Владимир Максимов — диплом третьей степени в номинации «Оригинальность интерпретации» (в экспозиции на одном из центральных мест представлен его диптих «Северные мотивы. Сумерки Саранпауля»).

Павел Авенариус вспоминает, что традиция организованных пленэров уходит своими корнями в советское прошлое — тогда многие региональные отделения Союза художников устраивали для своих членов массовые выезды на лоно природы в дома творчества. «Поэтому честь и хвала ханты-мансийскому отделению за то, что они возрождают эту традицию, да к тому же приглашают художников из других регионов, — говорит он. — Организация мероприятия была просто великолепной, нам всем стоит поучиться у наших коллег. Но больше всего меня поразила культура коренных народов ханты и манси: их быт, национальные песни, одежда».

Похоже, 20-дневная экспедиция 26 художников, включавшая в себя посещение древнейших деревень Ханты-Мансийского округа, действительно была более чем впечатляющей. Поездки на теплоходах по рекам Приполярного Урала, полеты на вертолете в места, куда нельзя добраться иным способом, обеспечили гостям такую натуру, которую стоило запечатлеть. Места, где проходил пленэр, — самые отдаленные территории Ханты-Мансийского автономного округа: поселки Березово и Саранпауль, прииск по разработке кварца «Додо», а также деревня Щекурья, где испокон веков жили и живут ханты и манси.

Директор Ханты-Мансийского художественного музея Светлана Зонина, также приехавшая в Иркутск на открытие выставки, отмечает еще одну важную составляющую сторону арт-проекта, более практическую: работы победителей и лауреатов пленэра будут переданы в дар музею, чтобы пополнить его фонды новыми образцами изобразительного искусства.

Со своей стороны Иркутское отделение Союза художников тоже постаралось сделать все, чтобы гостям из Ханты-Мансийского округа было комфортно и интересно в Восточной Сибири. На открытии выставки в галерее Союза художников звучали национальные песни от представителей Центра сохранения и развития бурятского этноса, а на следующий день гости на три дня уехали на остров Ольхон — писать заповедную красоту Байкала.

Выставка в галерее «Дом художника» будет работать до 15 ноября 2011 года.

PDF номера