Высшая школа на высшем уровне?

Третья всероссийская научно-прак­тическая конференция с международным участием «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения» проходила в Иркутске 16-18 октября. Интерес к мероприятию подогрело участие делегированных из столицы гостей — начальника департамента управления президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Игоря Быстрова и заместителя президента Российской академии образования Виктора Басюка. А региональные власти и образовательная общественность со своей стороны попытались донести до «федералов» местную позицию по ключевым для этой сферы вопросам, а также прощупать перспективы участия Иркутской области в приоритетных национальных проектах. О российских вузах для иностранцев, миграции, лекциях в онлайн и инвестициях в «прорыв» отечественного образования в целом — в этом материале.

Научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения» проходила под эгидой правительства Иркутской области при взаимодействии с советом ректоров региона и была приурочена к 100-летнему юбилею системы высшего образования Восточной Сибири и Дальнего Востока. В работе десяти секций и круглых столов приняли участие более 300 делегатов из 24 регионов Российской Федерации, а также Белоруссии, Казахстана, Монголии, Китая, Кореи. На пленарном заседании, открывшем конференцию, выступил губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

Алексей Соболь, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири

— Два года назад в системе ТПП стартовал проект «Кадры для экономики региона». Сегодня он реализуется 12 субъектах РФ. Мы готовы с помощью этого эффективного механизма выстраивать взаимодействие работодателей и образовательных учреждений и в Иркутской области. Всегда открыты для диалога.

В начале своего сообщения глава региона напомнил, что государственная политика в сфере высшего и среднего профессионального образования определяет в качестве одной из важных задач развитие региональных вузовских систем. Сергей Левченко процитировал слова президента РФ Владимира Путина: «…вузы, университеты призваны стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов…».

Переходя к основной теме своего доклада — современное состояние и тенденции развития системы образования в регионе — губернатор заявил: «В настоящее время завершается работа над Стратегией социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года, которая в качестве основной цели определяет повышение уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели невозможно без дальнейшего повышения качества и конкурентоспособности высшего и среднего профессионального образования».

Также губернатор обратил внимание на тот факт, что баланс между спросом региональной экономики и предложением высшей и средней школы трудно достигается по ряду объективных и не всегда зависящих от региона причин. При этом в Иркутской области сформирован план действий, намечены дорожные карты по решению проблем кадрового обеспечения в тесном взаимодействии с вузами и другими профессиональными организациями.

В расчете на работодателя

В частности, в настоящее время в Иркутской области выстраивается работа по созданию механизма влияния региональной экономики и кадровых потребностей на установление контрольных цифр приема по образовательным программам высшего образования. По состоянию на 2018 год вузам региона устанавливается порядка 9000 бюджетных мест за счет федерального бюджета.

Сергей Левченко, губернатор Иркутской области

— В целях концептуального развития высшей школы региона в 2018 году мною дано поручение обеспечить разработку Концепции развития высшего образования Иркутской области с участием профессионального и вузовского экспертного сообщества, а также оказать всемерное содействие вузам в участии в национальных проектах. Срок разработки концепции — до декабря 2019 года. Считаю, что консолидация имеющихся ресурсов и сил участников данного процесса позволит создать единый стратегический документ, отвечающий не только потребностям региона, но и вызовам современности. Нам с вами предстоит напряженная совместная работа, которая требует взвешенных и конкретных решений.

«Однако распределение общего количества студентов по отраслям на сегодняшний день далеко от полного соответствия кадровой потребности региона, — констатировал Сергей Левченко. — В 2018 году по моему решению в регионе сформирован Государственный комитет по государственному планированию, формируется Государственный план социально-экономического развития на 2019-2023 годы. В качестве одного из направлений государственного планирования в Иркутской области намечена серьезная работа по формированию региональной составляющей системы вузов. На сегодняшний день она строится в формате развития целевого обучения, предполагающего в том числе установление контрольных цифр приема за счет регионального бюджета по наиболее востребованным отраслям региональной экономики».

При этом, как отмечают областные власти, практически все ключевые предприятия Иркутской области тесно сотрудничают как с вузами, так и с профессиональными обучающими организациями. В числе таких были обозначены «Российские железные дороги», Иркутский авиационный завод — филиал Корпорации «Иркут», «Иркутскэнерго», «Сбербанк России», Ангарская нефтехимическая компания, «Газпром добыча Иркутск», Иркутская нефтяная компания и многие другие. «В целом по региону более 60 предприятий осуществляют совместную деятельность с вузами», — отчитался Сергей Левченко.

Александр Шмидт, первый проректор Иркутского государственного университета

— После пленарного заседания научно-практической конференции «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения» состоялось совещание с представителем администрации президента Российской Федерации — начальником департамента по научно-образовательной политике Игорем Быстровым…

Подробнее

Он обратил внимание на то, что расширение сотрудничества организаций высшей школы, научных организаций и бизнес-сообщества возможно в рамках новых форм взаимодействия. В регионе уверены, что одной из таких инновационных и востребованных форм станет международный научно-образовательный центр «Байкал», концепция которого обсуждалась на различных региональных и федеральных площадках.

Создание такого центра должно объединить ведущие научные организации, представительства университетов и предприятий из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, инновационную экологически ориентированную бизнес-среду. «В связи с этим Иркутская область намерена войти в число 15 научно-образовательных центров, создаваемых в Российской Федерации во исполнение «майского» указа президента Российской Федерации», — декларировал губернатор Приангарья и предложил в резолюции, которая будет принята по итогам работы конференции, «отразить и особым образом подчеркнуть заинтересованность правительства Иркутской области в создании научно-образовательного центра в регионе».

С иностранцами на одной образовательной волне

Также участники пленарного заседания не раз повторили общую для всех мысль: конкурентоспособность российского высшего образования определяется в том числе количеством иностранных студентов, обучающихся в вузах, и в целом уровнем развития международной деятельности.

Экспорт образования

Заместитель президента РАО, советник министра просвещения РФ Виктор Басюк в Иркутске много говорил о национальных проектах как «инструменте повышения качества образования и развития кадровой политики регионов». В силе прочего он уделил внимание федеральному проекту «Экспорт образования»…

Подробнее

В региональном правительстве посчитали: в настоящее время в вузах Иркутской области обучается более 3000 иностранных студентов из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

«Вузы региона имеют высокий экспортный потенциал, многие десятилетиями его успешно реализуют. Хочу отметить, что новой ступенью в увеличении экспорта высшего образования стало открытие в 2018 году в Иркутском национально-исследовательском техническом университете Института БРИКС, — сообщил Сергей Левченко. — Данный проект осуществляется вузом при непосредственной поддержке правительства Иркутской области. В соответствии с дорожной картой реализации проекта, запланированные результаты, в частности по интернационализации образования и по развитию сетевого формата обучения, ожидаются в 2019 году».

В финале своего доклада господин Левченко обратил внимание на еще один важнейший, с его точки зрения, момент. В целях создания единого образовательного пространства в регионе в структуре министерства образования Иркутской области в текущем году было создано структурное подразделение по работе с образовательными организациями высшего звена. Что это изменит? Будем надеяться — многое. В регионе давно созрел серьезный запрос на ощутимые перемены как в системе высшей школы, так и в среднем профессиональном образовании. Планов, очевидно, много, но пока в сознании обывателя все-таки силен стереотип «система образования в России разваливается» и «вот в СССР действительно готовили кадры, а сейчас…».

Олег Усов

Вопросы с мест

— Информационный вброс о тотальном переходе на онлайн-образование и те приоритеты, которые сегодня просматриваются в национальных проектах (в том числе обновление материально-технической базы) — как это сочетается?
Игорь Быстров: Про дистанционное образование мы говорим уже не одно десятилетие. Ничего сверхреволюционного в этом нет. Шуму наделала одна фраза: всё и все переходят на онлайн-образование. Это, наверное, невозможно. Как вы представляете себе удаленное обучение специалистов-энергетиков, например? Другое дело — это отдельные онлайн-лекции, которые могут читать ведущие ученые, российские и зарубежные. В этом мы видим большой плюс дистанционного образования и взаимодействия вузов. О полной замене человека, живого преподавателя речи не идет — как в технической сфере, так и в гуманитарной или в медицине.

— Участие промышленных групп, работодателей в финансировании национальных проектов в сфере образования. В какой форме, через какие механизмы может быть реализована эта задача? Речь о прямых финансовых вливаниях?
Виктор Басюк: Надо понимать, что, несомненно, работодателю интересно вкладывать деньги в то направление, которое может приносить пользу, в том числе и самому предприятию. И в этом случае очень интересен вариант улучшения материально-технической базы — с точки зрения использования тех самых мастерских на базе образовательных организаций для повышения квалификации своих собственных работников. Сегодня мы часто наблюдаем парадоксальную ситуацию…