Выбор автомобиля: ключевые моменты

Поскольку не приходится сомневаться, что рост числа автомобилей замедлится вряд ли, очевидно: за руль садится все больше людей. Кое-какие мысли по поводу выбора автомобиля хотелось бы высказать вашему автору, поменявшему несколько совершенно разных машин.

Новый или подержанный

Вопрос скорее риторический: в этом мы ориентируемся на толщину кошелька, величину мошны или драгметалл кредитки. Это на первый взгляд. На второй — на индивидуальную зависимость от мнения окружающих. Так уж устроен россиянин: ему важно, что о нем думают другие — порой совершенно незнакомые люди. Восседая за рулем роскошной тачки, мы глядим поверх голов, мы боги на вершине мира. Если же влачимся в потоке на каком-то недостойном нас рыдване, то ведем себя скромно и незаметно, ненавидя тех самых «богов». При этом 90% людей вокруг нас и не думают обращать внимание на то, кто что водит. А с 99% этих людей мы никогда даже не заговорим. Но это неважно: внешнее превыше всего, звонить будем по «Айфону», а кушать «Доширак». Поэтому в России так дороги любые автомобили — новые и неновые, отечественные и импортные, красивые и страшные. Если смотреть какой-нибудь из выпусков Top Gear или «Махинаторов», то стоит обратить внимание на стоимость машин у них, буржуев. Когда ваш автор пересчитывает цену слюновыделительного, сумасшедше желанного Lotus Elise из фунтов в рубли, эмигрировать в Соединенное Королевство хочется немедленно. Потому что у нас не будет суперкаров десяти лет от роду за всего-то четыреста тысяч рублей. То, что у нас стоит этих денег, назвать суперкаром или хорошим каром, увы, не решится даже ребенок.

Вы в любом случае потратите на покупку четырех колес, приводимых ДВС и одетых железным «домиком», сколько хотите. Но хотя бы выслушайте совет — не покупать автомобиль на все деньги. Оставить запас дензнаков просто необходимо. Например, на второй комплект шин и дисков (некруто стоять дважды в год на шиномонтажке!), на страховку типа КАСКО (можете не брать, если на вас бронежилет уверенности в себе), на ОСАГО, чехлы, сигналки, предпусковые подогреватели, аптечки, салфеточки, нормальные динамики и т.д. Ну, а если вы решили купить машину секонд-хенд, то немного денег пригодится на вводное техобслуживание и, возможно, ознакомительный ремонт.

Бензин или дизель

Такой вопрос задают себе только те, кто собирается стать счастливым обладателем внедорожника, микроавтобуса, корейского паркетника либо джипа или легковушки-европейки. Против дизеля выступают серьезные аргументы типа плохой заводки в —30, низкого качества топлива и его высокой цены (парадокс!), а также громкой работы старых моторов. У современных дизелей с технически совершенной системой Commonrail все вроде прекрасно: тихая работа, динамичность, экономичность, однако стоимость легко ломаемых форсунок, беззащитных против ослиной мочи в солярке, делает такие машины менее привлекательными. Ну и высочайший КПД, который позволяет обходиться без выделения лишнего тепла, оставляет салон машины холодным. Поэтому бензиновые собратья лидируют, и еще долго будут удерживать пальму первенства.

Сравните цены на топливо на ближайшей к вам заправке. Солярка стоит порой дороже высокооктанового бензина! Сей факт обусловлен огромными закупками тяжелого топлива сельскохозяйственными и грузоперевозочными организациями, которые и обеспечивают безбедное существование топливным компаниям. Последние продают соляры на порядок больше, чем всех трех сортов бензина вместе взятых, и отпускная цена бензина мало влияет на прибыли, в отличие от ценника на дизтопливо. Насколько активно вам кормить нефтяников — вот в чем вопрос.

Автомат или механика

Опять же почти риторический вопрос. Надо исходить из того, для чего машина, где она будет жить и трудиться. По городу — автомат, для удаленки — механика. Компромиссным вариантом между бездуховным автоматом и драйверской «палкой» должен быть тип-троник, но он на механику похож так отдаленно, как йоркшир — на собаку.

Попробуйте обе. И даже не рассматриваемый тут третий-четвертый вариант: вариатор или робот, которые не так часто, но встречаются в продаже, надо примерить на себя. Что бы вы ни слышали о той или иной трансмиссии, вы обязаны проверить и попробовать лично. Практика и теория — это две разные вещи.

Тип кузова

Почему большинство выбирает седаны? Это наименее практичный тип кузова. Седан неудобно парковать задом, в багажнике груз совершенно бесконтролен, зимой там замерзает картошка, а летом перегреваются домашние животные. Давайте ломать вредные традиции. Седаны дороже, они занимают больше места на дороге, они лишены той вместительности, которую демонстрируют универсалы при почти равной длине от бампера до бампера. Идеальная в плане использования кусочка мирового пространства фигура — это микроавтобус. Хетчбэк тоже ничего. Даже у купе есть преимущества перед седаном. Если вы не работаете в такси, а ваши дети еще не имеют паспорта или своих детей, то вам удобнее будет в купе! Бесконтрольные задние дверцы седана можно открыть — и стырить ваши вещи, дети могут через них удрать прямо в поездке на дачу, кузов купе жестче, чем седановский, а красоты и понтов у купе больше.

Действительно, откиньте стереотипы и оцените реально свои потребности. Часто ли вам нужен именно этот огромный минивэн или достаточно более компактного хетча? Стоит ли покупать прожорливый джип, если вы покидаете асфальт раз в год?

Класс автомобиля

Компромисс встает пред покупателем машины во всей своей уродливой «красе». Повыше классом — но постарше или пожиже маркой. Ниже классом — но пожирнее в области комплектации. Что важнее — опции или размеры? Очень сложно выбирать между реальным комфортом и иллюзорным утешением своего эго.

Попробуйте подсчитать стоимость эксплуатации. Частоту использования опций: какими вы действительно активно пользуетесь, а что просто украшает интерьер? За что вы согласны переплатить? Поместится ли ваша новая каравелла в старый гараж? Не будете ли вы материться на офисной парковке?

Тип привода

Нередко встает вопрос выбора между схожими по соотношению «цена — качество» машинами, где имеется разный тип привода. Это важный момент, который проигнорировать нельзя. Передний привод — дешевый и достаточный для амбиций большинства, он захватил мир, в котором любители иного смотрятся белыми воронами — то ли аристократами, то ли изгоями. Относясь к этому непереднеприводному меньшинству, позволю себе все же обратить внимание читателя, что существуют две альтернативы традиционному «передку». Дрифтоводский задок и его величество 4WD. Конечно, передний привод ловко придуман и отлично сшит. Он тащит машину за нагруженную морду, обеспечивая хорошее сцепление колес с дорогой. Даже в скользкую гору заползти на переднем приводе в разы легче, чем на задних ведущих. Полноприводнисты на эту гору, впрочем, вообще не обратят внимания, или скорее получат удовольствие там, где прочие напрягаются. Они платят больше на АЗС, они меняют больше технических жидкостей, зато имеют больше возможностей в пикантных ситуациях типа гололеда или песка. Эти самоуверенные граждане даже изобрели слово «недопривод», которым они зовут передне— и заднеприводные автомобили. Те, кто управлял машиной 4WD, на недопривод пересаживаются с трудом. Недоприводные же водители опасаются всех ведущих. Потому что непонятно, как этим всем управлять так, чтоб не убиться. Можно долго рассуждать на тему управляемости разных типов привода, но в рамках этой статьи мы ограничимся замечанием, что не передком единым жив автопром.

А вы попробуйте альтернативу-то. Вдруг понравится? Полный привод. При нашем климате — это самое то. В Иркутске с его зимней кашей, в Улан-Удэ с его заснеженными дорогами хвататься за дорогу всеми колесами куда надежней. Задний привод. У него есть свои преданные почитатели, которым нравится либо интуитивность вождения (пошел занос — испугался и автоматом сбросил газ), либо возможность эффектно поскользить задней осью.