Выбить пробки

Борьба иркутских властей с пробками, похоже, все же начинается. После многолетних разговоров о том, что завтра будет только хуже и надо что-то делать, чиновники мэрии объявили: уже в этом году в городе появятся первые платные парковки у тротуаров дорог в центре Иркутска. В следующем году запустятся в тестовом режиме на ул. Ленина светофоры с регулируемыми в зависимости от дорожной ситуации фазами. Одновременно стартовала и, можно сказать, революционная программа реформирования общественного транспорта в Иркутске. Таким образом, мэрия взялась за автовладельцев, для начала решив ограничить их доступ в центр города. Реакция от автомобилистов не заставит себя ждать, уверены наблюдатели. И тогда только от мэрии будет зависеть, сможет ли она доказать пользу от принятых решений для всех горожан.

Дешево и сердито

Прошедшая депутатская неделя в думе города Иркутска оказалась на редкость информативной. Благодаря запросам депутатов мэрия наконец-то озвучила планы по решению одной из самых острых городских проблем — пробок в центре города. Как ни странно, планы эти оказались уже даже не планами, а близкими к реализации мероприятиями. Просчитанными, подготовленными и точно расписанными по этапам выполнения.

Сложившаяся транспортная схема Иркутска, мягко говоря, неэффективна. Ведь все потоки автомобилей из одной точки города в другую практически на 99% пересекаются в центре Иркутска. Карла Маркса, Дзержинского, Тимирязева, все смежные с ними улицы — сегодня это точки притяжения всего города. Здесь сосредоточены крупные торговые центры, госучреждения, музеи, вузы. Такое архитектурное наследие города вкупе с продолжающимся ростом автомобилизации населения и не поспевающим за ним дорожным строительством приводят к появлению все новых и новых мест заторов. Разговоры о строительстве большого транспортного кольца, должного перенаправить потоки по дублирующим магистралям, ведутся уже несколько десятков лет. В 1985 году оно даже было заложено в генплан города. Но колоссальность затрат, огромные объемы работ (предполагается строительство новых мостов, многоуровневых развязок) делали этот проект изначально маловероятным. «На первом этапе нужно строительство так называемого южного входа кольца — длиной 8-9 км и ориентировочной стоимостью 8,6 млрд рублей», — докладывал и в этот раз депутатам председатель градостроительного комитета Иркутска Евгений Харитонов. Поэтому в ближайшей перспективе, видимо, городская администрация сделала ставку на более дешевый вариант: разработку комплекса мер, направленных на постепенный отказ от движения на личном транспорте — в пользу более эффективного с точки зрения перевозок транспорта общественного.

Паркоматы все-таки будут

Как рассказал Евгений Харитонов, уже летом 2014 года в Иркутске могут появиться первые платные притротуарные парковки с паркоматами. На данный момент мэрией выбраны шесть улиц в центральной части города, на которых уже определены более 150 машиномест под парковку. «Уже определено, что на Карла Маркса будет обустроено 50 платных парковочных мест, по Киевской — 49, по Свердлова — 18. 33 земельных участка уже поставлены на кадастр, подготовительная работа сейчас продолжается», — отметил чиновник. В презентационных материалах, представленных на депутатских слушаниях, помимо озвученных трех улиц, были обозначены также улицы Ленина, Сухэ-Батора и Пролетарская, где с автовладельцев будут взимать плату за притротуарную парковку машин. Вдоль улиц установят паркоматы, услуги в которых, судя из презентации, можно будет оплатить наличными или картами предоплаты.

Планируется, что отработка этой системы пройдет прежде всего на Карла Маркса. Там платной станет парковка практически по всей правой стороне дороги (на левой парковка запрещена знаками и активно чистится эвакуаторами): в том числе в районе домов №№9, 15, 17а, 19, 21, 27, 29, 29а, 35, 37, 39, 41, 47. На Ленина платной должна стать парковка возле дома №11, на Свердлова — в районе домов №№29, 35, 35б, 37. «Достаточно перспективная система, я считаю, — поделился с депутатами своим мнением Евгений Харитонов. — Возможно, те же студены вузов, работники организаций подумают, прежде чем ехать в центр на машине».

Несмотря на обозначенный переход от деклараций к конкретным шагам, сейчас в мэрии все еще не определились с окончательной стоимостью парковочного места, не решен вопрос и того, кто будет заниматься их обслуживанием. Начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Юлия Гордина сказала АН, что это будет муниципальное предприятие, однако, какое именно, уточнить не смогла. «Еще впереди покупка парктронов и принятие нескольких постановлений, в том числе по определению стоимости парковки», — добавила она. Не ответили в городской администрации и на вопрос об общей стоимости затрат на введение новой системы.

Пока непонятным остается и то, как будет организован контроль за оплатой парковки. Пойдет ли ответственная структура по пути москвичей и закупит мобильные комплексы фото- и видеофиксации «Парконы», или проверяющими станут сотрудники предприятия. Видимо, ответы на эти вопросы мы получим ближе к реализации. «Я «за» это решение, так как оно позволит навести порядок на дорогах в городе, многие действительно подумают, прежде чем ехать в центр», — говорит председатель НП «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов, но предупреждает: число недовольных будет более чем значительным. «Реакция будет болезненной изначально, это точно», — соглашается и доктор технических наук, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» ИрГТУ Александр Михайлов. Оба эксперта уверены: договориться с автовладельцами все-таки получится, правда, только в том случае, если мэрия досконально проработает все проблемные вопросы из опыта той же Москвы, где такие паркоматы уже активно используются. А самое главное, если люди будут видеть, на что тратятся оплаченные ими за парковку средства. «Если власти сумеют доказать и донести до людей, что все деньги, взятые за парковку, тратятся только на развитие дорожной инфраструктуры, сопротивление можно будет переломить. Весь период внедрения платных парковок мэрия должна будет вести четко продуманный пиар этого мероприятия, отчитываясь за каждую потраченную копейку перед общественностью», — считает Александр Михайлов. «Основная масса нежелающих платить за парковку будет оставлять машины во дворах, забивая их и мешая жителям домов», — замечает господин Шабанов, предлагая обратить внимание и на этот вопрос. Также, уверены эксперты, кардинальных перемен требует и существующая система общественного транспорта в городе. «Тот извоз, который есть сегодня в Иркутске, даже общественным транспортом назвать сложно. Будь он более респектабельным, то процесс пересаживания с личных авто на автобусы воспринимался бы лучше», — уверен Александр Михайлов.

Диспетчерская, электронные карты и информационные табло

Как раз этой теме — улучшения работы общественного транспорта в Иркутске — был посвящен еще один доклад чиновников депутатам. Как рассказала Юлия Гордина, в городе утверждена и уже выполняется концепция развития общественного транспорта, рассчитанная на пять лет. В ее основе все та же задача — пересадить автовладельцев в городские автобусы, троллейбусы и трамваи. То, каким образом это будет происходить, в документе четко разложено по полочкам. К примеру, создание диспетчерской службы в Иркутске разбито на три этапа. Первый, запланированный на ноябрь 2013 — март 2014 года, уже практически реализован: все маршруты переведены в цифровой вид, транспорт сейчас оснащается датчиками пассажиропотока, заканчивается разработка и утверждение нормативно-правовых актов о центральной диспетчерской службе, должностных инструкций диспетчеров. На втором этапе (до декабря 2014 года) планируется создать само структурное подразделение ЦДС, оснастить транспортные средства оборудованием информационного оповещения пассажиров, оборудованием для связи с диспетчером. В планах на этот же период вывести все схемы движения транспорта на сайт администрации города, установить информационные табло на остановках, где любой желающий мог бы увидеть, через сколько минут подойдет нужный ему автобус. На третьем этапе — в течение всего 2015 года — заложено еще одно много обсуждаемое новшество: внедрение электронных карт. К декабрю 2015 года в планах мэрии оборудовать весь общественный транспорт терминалами для приема платежей в электронном виде.

Этот вопрос электронных проездных билетов, уверены в мэрии, решит такие проблемы, как непрозрачность финансовых потоков на рынке пассажирских перевозок, неравная доступность транспорта для льготников, позволит вести точнейший учет пассажиров по категориям, маршрутам, времени суток и прочим показателям. Первое время, по словам Юлии Гординой, в общественном транспорте будут работать кондукторы с терминалами, чтобы приучить пассажиров к новым формам оплаты, позднее останутся только терминалы.

Естественно, прорабатывается и вопрос обновления подвижного состава, развития производственно-технической базы электротранспорта. «Сейчас основное оборудование тяговых подстанций городского электротранспорта физически и морально устарело, в ближайшей перспективе необходимо осуществить реконструкцию девяти тяговых подстанций электрического транспорта. Также требуется заменить порядка 19 км контактной сети троллейбуса и более 20 км контактной сети трамвая», — рассказала Юлия Гордина. В планах мэрии и прокладка новых контактных сетей. Так, сейчас детально прорабатывается ближайший запуск троллейбусного маршрута в м/р Университетский. Сметная стоимость монтажа контактной сети туда, по оценкам экспертов, составляет 16 млн рублей. Юлия Гордина заверила, что в течение 2014 года этот вопрос будет решен: «Техники достаточно. Дорожные условия, тот же радиус разворота, позволяет запуск троллейбуса». Ждут в мэрии и ввода в эксплуатацию четвертого пускового комплекса Академического моста. По планам подрядчиков, все недоделки могут быть устранены уже в течение этого лета, и тогда осенью можно будет ждать открытия новых автобусных маршрутов на левый берег Ангары. Правда, появиться эти маршруты должны были уже прошлой осенью, но за последние полгода подвижек по мосту так и не произошло.

Проблемным вопросом по-прежнему остается неспособность коммерческих перевозчиков Иркутска консолидироваться и обосновать в региональной службе по тарифам необходимость повышения цены проезда. Установленная еще в 2008 года на уровне 12 рублей, она существенно сдерживает развитие общественного транспорта (для МУП хоть и есть право устанавливать тариф решением администрации города, но пользоваться им нет смысла, пока частники возят за 12 рублей — АН). Однако, как сообщили в пресс-службе мэрии, на рынке пассажирских перевозок все же началось движение в сторону повышения тарифа. Дело в том, что ряд частных перевозчиков стали работать по договору фрахтования с МУП «Иркутскавтотранс», максимально допустимый тариф для которого равен 13 рублей. С конца февраля цену на рубль таким образом подняли на маршрутах №27 («микрорайон Топкинский — Ц. Рынок»), №87 («Топкинский — Ц. Рынок — микрорайон Солнечный»), №80 («Областная больница — Студгородок — Железнодорожный вокзал — Аэропорт — улица Пискунова — улица Байкальская — Студгородок — Областная больница»), №6 («Ц. Рынок — поселок Жилкино»), №6к («поселок Жилкино — предместье Марата — центр»).

Главное — довести до конца

И депутаты, и опрошенные АН эксперты положительно отнеслись к вводимым мэрией новшествам. Однако все как под копирку сошлись в одном: главное, чтобы городская администрация довела все заявленные мероприятия до конца. «Единственное пожелание — двигайтесь к реализации, какие бы проблемы ни были», — напутствовал, к примеру, председатель городской думы Александр Ханхалаев. Депутат городской думы Олег Геевский назвал озвученный мэрией подход к решению транспортных заторов в Иркутске концептуальным, а парламентариев призвал не бояться непопулярных шагов: «Мы понимаем, что накануне выборы думы и мэра. Но если шаги приносят конкретные решения, их надо делать и не бояться. Для будущего созыва думы, я думаю, этот вопрос организации транспортного движения в городе будет вообще программной темой».

Кстати, увидеть, способна ли мэрия доводить начатое до конца, можно будет уже в скором времени. Дело в том, что еще одна мера борьбы с пробками, которая уже больше года реализуется в Иркутске, — работа эвакуаторов — сейчас требует от мэрии поддерживающих решений. Как прозвучало на депутатских слушаниях, одновременно с положительными результатами за последний год проявили себя и многие проблемы. Так, сегодня вместо двух компаний, изначально взявшихся за эвакуаторы, осталась только одна. МУП «Агентство городского развития» («АГОРА»), которое работало на арендованных авто и вывозило машины на штрафплощадку на ул. Братская, ушло с этого рынка. «Для доходности предприятия необходимо ежемесячно вывозить не менее 950 транспортных средств, то есть в день не менее 50. У нас же в месяц выходило порядка 850, в последний месяц около 500. Предприятие несло постоянные убытки», — рассказала Юлия Гордина. Как дополнил начальник ОГИБДД УМВД по Иркутску Илья Подвойный, сложности начали проявляться и у второй компании — «Транспарк»: «Всего шесть эвакуаторов сейчас работает вместо в 13, техника постоянно выходит из строя».

Перестал применяться с этого года и автоматический прибор фиксации неправильной парковки «Паркон». Он был взят в аренду муниципальным предприятием «АГОРА», машина, оборудованная им, каждые 15 минут проезжала по улицам города, где не работали эвакуаторы, и фиксировала все нарушения. «Эта мера работала. Рассылались письма счастья и люди оплачивали штрафы», — рассказал Илья Подвойный. По его словам, всего благодаря таким системам видео- и фотофиксации в прошлом году было оплачено 35 млн рублей штрафов, из которых 11 млн от так называемых треног, и 25 млн от стационарно установленных. Сегодня работа «Паркона» прекращена. Прибор так и не был выкуплен в собственность муниципального предприятия, одной из причин этого глава ГИБДД назвал распределение штрафных средств не в городской бюджет, а в областной. Думается, если причина только в этом, то перспективы всех обещанных мэрией новаций не так и определенны. 250 тыс. рублей за прибор и договоренность с областными властями — это минимум по сравнению с тем, что нужно будет сделать в ближайшие годы по другим направлениям.

СПРАВКА АН:

На уменьшение заторов в центре города направлен и еще один эксперимент, реализуемый иркутской администрацией. Все светофоры на ул. Ленина планируется оборудовать специальными датчиками учета транспорта, позволяющими регулировать светофорные фазы в зависимости от интенсивности движения. Главным результатом этого переоснащения по опыту других городов должно стать сокращение задержки транспорта на 15-30%. Новое программное обеспечение для расширенного контроля за работой светофорных объектов и оперативного вмешательства в их работу было закуплено в декабре 2013 года. В этом году планируется перевести управление светофорами в единую диспетчерскую службу. А вот для того, чтобы заработал пилотный проект на Ленина, необходимо выделение 6,4 млн рублей. Найдутся ли они в бюджете 2015 года, пока сказать сложно.