ВСЖД рождает династии

История ВСЖД насчитывает уже почти полтора века. За это время была проделана огромная работа: от гор Урала до Тихого океана пролегла железная дорога, она дала связь со всем миром миллионам наших сограждан. Неудивительно, что за такой срок появились целые династии железнодорожников, не представляющих свою жизнь без поездов. Один из самых ярких примеров — семья Романенко, вырастившая уже три поколения работников ВСЖД. И останавливаться на этом они не собираются. О своей богатой биографии и семье рассказал Владимир Романенко.

— Владимир Александрович, с чего бы вы начали рассказ о вашей династии?

— С того, как семья Романенко приехала в Сибирь в 1933 году по программе Сталина по заселению Сибири. Мой дед Тит Лукьянович и его брат Тимофей Лукьянович перебрались сюда с семьями из Могилевской губернии Белоруссии. У деда Тита было 10 детей. Здесь, в Баяндаевском районе, в селах Васильевка и Тургеневка, им выделили земли, где по сегодняшний день продолжает жить белорусская диаспора. Дед Тит — участник финской войны, отслужил 7 лет и был контужен. На Великую Отечественную его не призвали, поэтому он выращивал овощи и табак для фронта. С бабушкой Василисой Семеновной родили детей, в том числе и моего отца Александра Титовича в 1927 году. А род Гуревских, семья мамы, приехал из Польши в эти же деревни по царской программе заселения Сибири (Столыпинская реформа). Они получили хорошие подъемные, на эти деньги семья смогла построить добротный большой дом.

Отцу на начало войны было всего 15 лет, но он уже работал трактористом на «колесянке», прицепщиком на «сталинце». Мама была телятницей в колхозе им. Ленина. Там они и познакомились, сблизились. Но так получилось, что бабушка по материнской линии не хотела, чтобы мама выходила замуж за Романенко. Не желала она отдавать дочь за «бульбаша». Но мама ослушалась. Семья у них была обеспеченная: дед Алексей — из репрессированных, работал кузнецом. И из-за непослушания дочери бабушка решила никак маме не помогать. Такая была традиция у верующих (а они все были глубоко верующими людьми): раз ослушалась родителей — то справляйся сама. Но, слава Богу, все сложилось хорошо, сами смогли справиться с хозяйством.

Мама во время войны закончила ФЗО на заводе им. В. Куйбышева, где точила мины. А в 1949 родители поженились. Маме в то время врачи сказали, что детей у нее не будет, но, к счастью, родился старший брат Виктор, а следом и остальные шестеро (я второй по старшинству).

Когда я учился в 6 классе, семья переехала в Иркутск. Отец стал работать на железной дороге, а мама — помощником повара в подшефном детском садике. С этого времени и пошла наша династия железнодорожников.

В 1970 году я окончил школу, хотел сразу работать на ВСЖД, но был призван по комсомольской путевке в Морфлот на Дальний Восток, где прослужил 3 года и 3 месяца в надводном корабле СКР «Иркутский комсомолец». Помню, комсомольскую путевку мне вручил в горкоме комсомола первый секретарь Геннадий Иванович Михно.

Больше трех лет ждала меня моя невеста, и пора было возвращаться домой. После демобилизации в ноябре 1974-го, буквально через несколько дней я уже устроился на железную дорогу, и начался отсчет работы в Иркутском локомотивном депо имени Трудового Красного Знамени. Прошел курсы на помощника машиниста пригородного поезда и электровоза.

Женился в 1975-м на Галине Прокопьевой. Родили двух детей: сына и дочку. И в год рождения сына меня избрали секретарем комсомольской организации. Я горжусь своей работой: из 4800 сотрудников депо свыше 1800 состояли в комсомоле.

В 1976 году в составе первой делегации секретарей комсомольской организаций командировали в немецкий город Карл-Маркс-Штадт, где месяц стажировался на тепловозо-ремонтном заводе имени Вильгельма Пика.

А в 1979-м окончил техникум, и я думал, что мне этого будет достаточно. Но шли годы, железная дорога развивалась, переживала большие реформы. Я уже работал машинистом на тепловозе, когда понял: для дальнейшего профессионального роста требуется высшее образование.

Брат Виктор тоже по моим стопам пришел на ВСЖД. Правда, его потом призвали в армию, а после учебы в Улан-Удэнском технологическом институте он работал в «Иркутск кожа», где дослужился до генерального директора.

— Какой был самый трудный период в вашей трудовой жизни?

— В 1991 году меня назначили мастером колесно-роликового цеха. Это был самый сложный цех на тот момент. Приходилось нелегко, обслуживали порядка 360 электровозов. Но все бросить не имел права: раз доверили — нужно было стараться по максимуму, партийный билет обязывал и нужно кормить семью.

— Сын у вас ведь тоже железнодорожник?

— Когда сын Евгений получил диплом, но не нашлась работа по душе, я ему посоветовал идти по семейным стопам. В итоге он устроился в локомотивное депо слесарем. Он почувствовал, что нужна вторая специальность и образование по профилю, поэтому окончил ИрГУПС. Сейчас занимает должность заместителя начальника центра приборов безопасности в Иркутской дирекции ВСЖД.

Да и дочь Надежда с высшим образованием дизайнера-домоведа ИГУ в конце концов связала свою жизнь с железной дорогой — приняла решение устроиться работать в детский сад при ВСЖД, куда ходят мои внуки. Было трудно, но я говорил — терпи и учись! И она молодец, времени зря не теряла, повышала квалификацию, а как раз перед моим уходом на пенсию Надя перешла работать в отдел по управлению персоналом Иркутск-Сортировочной дистанции пути.

И это еще далеко не все наши «семейные железнодорожники». Зять Александр — из династии Смирновых, тоже потомственные работники ВСЖД. Он трудится дежурным по станции «Иркутск-Сортировочный». Мои племянники, сыновья братьев, Александр, Виктор и Евгения тоже продолжают дело. А племянница Анна служит на железной дороге, но только в транспортной полиции. Уже и внуки с интересом начинают смотреть на паровозы и электровозы. Надеюсь, они со временем придут нам на смену.

— Железная дорога на ваших глазах менялась и развивалась, внедряла новации…

— Могу сказать, что из 17 железных дорог России ВСЖД — одна из самых инновационных. Наши начальники не боялись вводить новые технологии, хотя это требовало большой перестройки и огромного терпения. Условия у нас всегда были жесткими: прокладывались новые линии по горным массивам, где постоянные подъемы и крутые спуски. Знаете, как тяжело на них машинисту, физическое напряжение сильнейшее. Тем не менее человек ко всему привыкает. Я на более спокойную работу (машиниста тепловоза со сменным графиком) перешел, когда у меня родилась дочь Надежда.

— А как вы считаете, у нынешней молодежи есть интерес к непростым, но очень нужным рабочим специальностям? Как вернуть им престиж?

— Железная дорога, что ни говори, сейчас очень сильно ощущает голод в рабочих кадрах. Те, кто в советские годы получил профессию и проработал всю жизнь, уже постепенно выходят на пенсию. А рабочее место и опыт передать некому! Раньше была профориентация, были ПТУ. А сегодня на собеседования приходят специалисты с образованием, и все как один хотят высокие должности. Но в локомотивном депо основные профессии — слесарь, помощник машиниста и машинист. И с низов нужно начинать. Заодно поймешь, как на самом деле все устроено.

— Вы принадлежите к тому поколению, которое прошло через комсомол, и всегда очень тепло отзываетесь об этой организации. Что она дала лично вам?

— Комсомол в первую очередь воспитывал молодежь, учил быть самостоятельным, управлять собой, внушал чувство гордости и ответственности за страну, вырабатывал характер. Кто прошел через комсомол, тот знает: ничего лишнего там не требовали. Основные постулаты организации: «Умей, созидай, твори». Если не умеешь — научим, направим.

Комсомол — это организация, которая активизировала молодого человека на всех уровнях. Она стала кузницей кадров, где готовили руководителей среднего звена, а в перспективе, получая высшее образование, они вырастали в прекрасных руководителей. Но со сменой государственного строя это звено утрачено, молодежь осталась без профориентации и без наставничества. В итоге ребята лишены самостоятельности, как будто все время ожидают чьей-то подсказки. Но сейчас государство, кажется, обратило на это внимание и совместно с общественными организациями взяло под контроль воспитание молодежи. Опыт ветеранов комсомола, армии и флота здесь пригодился.

— Вы ведь и сам активно встречаетесь, общаетесь с молодежью?

— Да, действительно я состою в организации «Ветераны комсомола», которая работает с молодежью и с детьми. За прошедшую зиму мы посетили 15 школ города Иркутска. Общались на военно-пат­риотические темы. Лет десять назад школьникам они, скажу честно, были малоинтересны. Сейчас отношение меняется. На встрече в деревне Биликтуй под Черемхово мы увидели, что ребят увлекает военная, морская темы. Они с воодушевлением рассматривали форму, в которую были одеты гости, ветераны флота и армии. Ребята сыпали вопросами, и энтузиазм их не иссякал.

На самом деле этой весной мы побывали в десятке школ (в том числе 53-й, где я сам учился). Постарались охватить как можно больше молодых ребят. Хочется, чтобы они прониклись любовью и уважением к своей Родине. Всегда говорю на встречах с молодежью, что долг парней служить в армии и достойно защищать Родину! Наши личные рассказы, воспоминания с примерами заставляют сегодняшнюю молодежь смотреть на жизнь по-другому, а желают ребята служить в элитных войсках.

— О патриотизме сегодня говорят много. А что для вас значит это слово — «патриот»?

— Я считаю, что долг каждого парня — служить в армии и достойно защищать Родину! Наши личные рассказы, воспоминания, случаи из жизни помогают сегодняшней молодежи посмотреть на ценности по-другому. Многие хотят служить. А еще практически на всех встречах — и со студентами Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта, и в медицинском колледже — ребята задают мне вопрос: «Вы всю жизнь проработали на железной дороге, не жалеете?» Я могу смело заявить, что никогда у меня не было ни грамма сожаления и разочарования в том пути, который я выбрал. Я горжусь тем, что состоял в рядах ВЛКСМ, был членом КПСС, отслужил в морфлоте и проработал на ВСЖД. И это тоже своего рода патриотизм — трудиться на благо страны и народа.

Станислав Августовский