Вширь и в копеечку

Проект транспортно‑логистического центра под Новосибирском подорожал в три раза
«Новосибирский транспортный терминал» утроил инвестиции в создание транспортно-логистического центра (ТЛЦ) под Новосибирском. Проект подорожал с 5 до 15 млрд руб. Площадь, на которой он будет реализован, решено увеличить в 10 раз. На территории около 300 га планируется создать ТЛЦ с проектной мощностью до 600 тыс. контейнеров в год. Участники транспортного рынка видят потребность в расширении мощностей терминалов в регионе. Эксперты не исключают, что проект еще будет пересмотрен.

Инвестиции в проект вырастут с 5 до 15 млрд руб. Фото Кристины Кормилицыной

ООО «Новосибирский транспортный терминал» (НТТ) принял решение существенно укрупнить анонсированный в 2019 году проект по созданию под Новосибирском транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Инвестиции вырастут с 5 млрд руб. до 15 млрд руб., площадь — с 20–30 га до 300 га. Строительство планируется начать в мае 2022 года. На первом этапе (2023 год) проектная мощность ТЛЦ «Сибирский» составит 300 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU) в год и к 2025 году увеличится до 600 тыс. TEU в год. «Таким образом, ТЛЦ „Сибирский” станет крупнейшим мультимодальным ТЛЦ в Сибирском регионе, способным обрабатывать полносоставные контейнерные поезда», — сообщили „Ъ‑Сибирь” в пресс-службе Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области.

Зарегистрированное в апреле 2019 года ООО «Новосибирский транспортный терминал» является инвестором и оператором проекта строительства ТЛЦ. По данным «СПАРК-Интерфакс», в июне 2021 года уставной капитал компании был увеличен с 1 млн руб. до 1 млрд руб. ООО «НТТ» в равных долях принадлежит московскому ООО «Тандем» и Александру Кахидзе, который также владеет 50% в ООО «Екатеринбургский транспортный терминал» и в 49,9% ООО «Облтанстерминал» (Московская область). Строительство ТЛЦ»Новосибирск» планируется в рамках реализации федеральной программы «Развитие транспортной системы». Соответствующее соглашение в 2019 году НТТ подписала с властями региона и РЖД. Изначально НТТ рассчитывал начать строительство в 2020 году, в 2021 году — ввести первую очередь и в 2023 году — вывести ТЛЦ на полную мощность, но реализация проекта откладывалась. В июне 2021 года стало известно, что ранее озвученная мощность терминала в 300 тыс. контейнеров будет удвоена.

Как сообщили в АИР, проект с новыми параметрами в феврале был представлен губернатору Новосибирской области Андрею Травникову. ТЛЦ разместится на территории промышленно-логистического парка региона и на земельных участках в Коченевском районе Новосибирской области, часть из них уже приобретены или арендованы для реализации проекта. По словам гендиректора ООО «Новосибирский транспортный терминал» Игоря Низовских, значительные площади будут отведены под складские мощности.

По мнению гендиректора АИРа Александра Зырянова, реализация проекта позволит оптимизировать цепочки поставок для торговых, транспортных компаний и производителей, а также снизит нагрузку на федеральные трассы и дороги Новосибирска.

Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов рассказал „Ъ‑Сибирь”, что, по его информации, НТТ планирует работать не только на перераспределение грузопотока, который сейчас есть в Новосибирской области, но и привести в регион собственный дополнительный грузопоток — клиентов, которых сейчас обслуживают терминалы в других частях страны. Господин Максимов полагает, что появление еще одного крупного игрока усилит конкуренцию на рынке и «станет благом» для экспедиторских компаний, которые могут ожидать снижения ставок на хранение и переработку.

По прогнозу аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александра Осина, объем контейнерных перевозок во внутреннем сообщении РФ к концу 2026 года оценочно вырастет до 5,6 млн TEU или в 2,3 раза. «Полагаю, что указанные выше отраслевые и макроэкономические факторы и предопределяют решения владельцев НТК в отношении планируемого наращивания инвестиций в проект», — считает господин Осин. Вместе с тем он указывает на риски формирования профицита логистических мощностей и предполагает, что проект двукратного наращивания мощностей ТЛЦ «Сибирский», еще будет неоднократно пересматриваться. «В среднесрочном периоде, с учетом возможного замедления прироста ВВП по итогам 2022 года до уровней менее 3%, возможно снижение оценочных инвестиций и проектной мощности ТЛЦ», — считает эксперт.

Дарья Решетникова