«Всему региону придется работать на «Ворота Байкала»

В настоящее время в особой экономической зоне «Ворота Байкала» ведутся проектные работы. Их планируется завершить к февралю следующего года. Сейчас, можно сказать, решается судьба будущего грандиозного объекта, который, как прогнозируют его воплотители, привлечет тысячи туристов со всего мира. О главных нюансах проектирования ОЭЗ и о том, как ее появление скажется на всей Иркутской области, рассказал главный инженер Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (ГУП МНИИТЭП), член инженерно-строительной палаты Баварии Андрей Рыкшин.

«Восточный формат»: Андрей Евгеньевич, какие факторы учитываются при проектировании объектов на участке «Гора Соболиная» ОЭЗ «Ворота Байкала»?

Андрей Рыкшин: Мы проектируем инженерную инфраструктуру — рассчитываем необходимое количество энергии, канализацию, сброс сточных вод, ливнестоки. У будущих резидентов участков будет в распоряжении все необходимое для эффективной работы. Мы стараемся рассмотреть возможность мобильного размещения будущих резидентов ОЭЗ в заданных нами параметрах. Их мы рассчитываем исходя из предполагаемого количества туристов территории: на первом этапе строительства — это 11 385 человек, на втором — 14 740 человек, то есть вместе это более 26 тысяч отдыхающих. Строительство ОЭЗ пройдет в ногу со временем: будут задействованы современные технологии производства сборного железобетона, использованы такие экологически чистые материалы, как древесина, кирпич, природный и искусственный камень, керамика, металл.

ВФ: Какие конкретно объекты будут размещены в ОЭЗ «Ворота Байкала«?

Кто есть кто
Андрей Рыкшин

Андрей Рыкшин является главным инженером Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (ГУП МНИИТЭП), членом инженерно-строительной палаты Баварии. Принимал непосредственное участие в проектировании метрополитена, тоннелей автобана и застройки кварталов в Мюнхене (Германия), а также в проектировании и строительстве водозащитной дамбы и реконструкции дорог, моста через реку Майн в Кальтенберге (Австрия).

А.Р.: Из спортивных объектов и сооружений стоит особо отметить лыжные трассы и подъемники, лыжную базу, гольф-клуб, различные спортивные залы и площадки, плавательные бассейны, аллеи для верховой езды. Так как активный отдых, к сожалению, травмоопасен, в ОЭЗ будет работать медпункт. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с канадскими инвесторами о создании на территории «Ворот Байкала» медицинского учреждения международного уровня, но пока еще сложно оценить, насколько туристический комплекс будет в нем нуждаться. Для размещения отдыхающих будут построены спальные корпуса, гостиницы 3-4-5 звезд, коттеджи и таунхаусы; будут функционировать столовые, кафе, бары, рестораны с национальной кухней. Для досуга предусмотрены танцевальные залы, кинотеатры, библиотеки, городки аттракционов, залы игровых автоматов. В число коммунально-хозяйственных зданий и сооружений входят пекарни, склады, прачечные, автостоянки, станция технического обслуживания автомобилей, мастерские и водоочистные сооружения.

ВФ: На участке «Гора Соболиная» были обнаружены несколько ранее не учтенных объектов: теплотрасса, лодочная станция, несколько лодочных ангаров и другие постройки. Как решаются эти проблемы?

А.Р.: Сотрудники ГУП МНИИТЭП внимательно изучали особенности коммуникации в Байкальске, сверяя с документацией, которую нам предоставили. На бумаге уже существует проект перекладки теплотрассы, также найдены решения для оптимизации функционирования других объектов. Их физическое удаление от границ ОЭЗ будет осуществлено в следующем году.

ВФ: Что ждет БЦБК в будущем? Изменит ли комбинат свою форму деятельности или закроется вовсе вследствие строительства горнолыжного курорта в Байкальске?

А.Р.: К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос, так как он не в моей компетенции. Но можно предположить, что функционирование целлюлозно-бумажного комбината будет изменено.

ВФ: Для России строительство особых экономических зон — это достаточно амбициозный и смелый проект. Некоторые скептики до сих пор не верят, что на Байкале возможно создать первоклассный горнолыжный курорт европейского уровня.

А.Р.: Действительно, создание туристических комплексов — это пилотный и новаторский проект для России. В США, Канаде и странах Европы уже давно существует сложившаяся инфраструктура, благотворно влияющая на развитие курортных зон — сети гостиниц, слаженно работающая транспортная система и т.д. У нас же туристическая инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Чтобы курорт достиг периода процветания, нельзя просто прочитать книжку «Как построить горнолыжный курорт», нужно быть готовым к долгой и кропотливой работе. У разных девелоперских проектов существуют свои сроки выхода на проектную мощность — для горнолыжного курорта это, как правило, порядка пяти лет. Это значит, что только через этот промежуток времени можно будет судить о рентабельности и успешности проекта.

ВФ: Что конкретно нужно изменить в нашем регионе для успешного существования ОЭЗ «Ворота Байкала«?

А.Р.: Для этой цели всему региону необходимо будет работать на туристический комплекс. В первую очередь должна быть сформирована единая транспортная система. Например, строительство ОЭЗ — отличный повод для смелой реконцепции иркутского аэропорта. Должны быть введены чартерные рейсы до курортов, шаттл-сервис, причем эти услуги нужно осуществлять грамотно и без задержек. Также должно быть заключено соглашение с железной дорогой, чтобы туристы могли покупать билеты — «ски-пассы» — прямо на вокзале, в стоимость которых войдет как трансфер, так и проход на «канатку». Подобную систему необходимо ввести и в сети специальных автобусов. Это международные стандарты, позволяющие человеку единожды тратить деньги и комплексно решать поставленные задачи. Так как многие туристы будут приезжать с громоздким горнолыжным или сноубордическим оборудованием, во всех видах транспорта нужно предусмотреть специальные места для его перевозки.

В контексте

По итогам открытого конкурса, проведенного министерством экономического развития и промышленности Иркутской области, ГУП МНИИТЭП заключил два договора на выполнение проектных и изыскательных работ по территориям участков «Гора Соболиная» (входит в ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Иркутской области), а также «Гора Бычья» (входит в ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в Бурятии). Работы по проектированию начались с октября 2012 года, они продлятся до февраля 2013 года.

ВФ: Многие эксперты предвидят подорожание земли вокруг Байкала вследствие строительства сразу двух ОЭЗ — «Байкальская гавань» в республике Бурятия и «Ворота Байкала» в Иркутской области. Как строительство туристических комплексов, по вашему мнению, отразится на местной экономике?

А.Р.: Нельзя не констатировать факт, что на землю сейчас колоссальный спрос. Прогнозировать подорожание земли вокруг Байкала еще рано, но вполне вероятно, что так и будет.

ВФ: Чем отличаются друг от друга две особые экономические зоны с точки зрения проектирования?

А.Р.: «Байкальская гавань» размещена вдали от населенных пунктов; один из ее участков — «Бычья гора» — находится в 115 км от Улан-Удэ. Проект начинается с чистого листа, что одновременно и легко, и сложно. Уже сейчас можно прогнозировать, что возникнут трудности с привлечением обслуживающего персонала в столь отдаленное от города место, и необходимо будет грамотно организовывать систему вахтового пребывания персонала. ОЭЗ «Ворота Байкала» располагается непосредственно в самом городе Байкальске. При проектировании приходится учитывать много задач, главная из которых — поиск баланса. Важно, чтобы туристический комплекс имел возможность активно развиваться, но при этом не мешал своим функционированием местным жителям.

ВФ: Две особые экономические зоны на Байкале — не слишком ли это много? Смогут ли оба комплекса быть конкурентоспособными?

А.Р.: В идеале туристических комплексов должно быть даже больше. Байкал — то чудо, о котором многие наслышаны и которое мечтают посетить тысячи людей со всего мира. А если для туристов будет предоставлена возможность соединить воедино и активный отдых, и комфортное времяпрепровождение на природе, Байкал может стать более чем популярным курортом. Что же касается конкурентной среды, то она должна быть — монополия чревата остановкой в развитии. К тому же туристы от этого только выиграют: на собственной практике могу сказать, что во время отдыха здорово менять курорты и кататься в разные дни на разных склонах. Самое главное, на чем необходимо акцентировать внимание, это создание резидентами территории комфортных условий для отдыхающих — отсутствие очередей на подъемниках, хорошее питание и возможности для интересного времяпровождения. Помимо этого, важно, чтобы туристические комплексы работали не только зимой, но и летом. Например, канатная дорога в теплое время года может поднимать отдыхающих для пеших прогулок и походов.