Всем бы в небо
Первые три месяца 2013 года показывают, что пока прогноз увеличения пассажиропотока через иркутский аэропорт себя оправдывает. Фото Евгения Козырева
Стабильно вверх
Пассажиропоток через «Международный аэропорт Иркутск» ежегодно растет. Если в 2012 году через него в другие города и страны вылетело 1,4 млн человек (что на 13% больше, чем в 2011 году), то в текущем году руководство предприятия планирует перешагнуть отметку в 1,5 млн пассажиров. По словам участников авиационного бизнеса, это вполне укладывается в средние для российского рынка показатели прироста авиаперевозок, составляющие около 15% в год.
Первые три месяца 2013 года показывают, что пока прогноз увеличения объема перевозок себя оправдывает. Так, только с начала января по конец марта из областного центра в разных направлениях вылетело более 300 тыс. человек, что на 8% больше аналогичного периода прошлого года. Традиционно большая часть пассажиров воспользовалась рейсами внутренних авиалиний (в пределах РФ перевезено 204 тыс. пассажиров), плюс еще около 100 тыс. человек с начала года слетали за рубеж.
Самым востребованным, как и прежде, остается московское направление. Сегодня на нем работает рекордное количество авиакомпаний — пять («Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «ЮтЭйр» и «ИрАэро«), которые вместе ежедневно совершают восемь-девять рейсов в столицу. В результате за прошлый год из Иркутска в Москву слетало 278 тыс. человек, или каждый пятый пассажир иркутского аэропорта. В пользу того, что московское направление сегодня является самым востребованным, или на языке авиакомпаний «раскатанным», говорит и тот факт, что с лета на него выйдет еще один перевозчик — авиакомпания «Трансаэро». По словам исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Андрея Скубы, выполнять полеты по маршруту Иркутск—Москва «Трансаэро» намерено начать с конца мая. «Пока заявлено два рейса в неделю, с возможным увеличением до трех, а дальше в зависимости от финансовых результатов работы по этому направлению», — пояснил он.
Азиатский тренд
Любопытно, что вторым по популярности среди иркутян направлением стабильно остаются страны Юго-Восточной Азии. Так, по данным «Международного аэропорта Иркутск», за прошлый год в Китай, Таиланд, Вьетнам, Южную Корею, Монголию и Индонезию, куда сегодня действуют прямые перелеты из столицы Приангарья, в сумме слетало 252 тыс. человек. Рекордсменом по количеству принятых туристов стал Таиланд, в курортных городах которого за 2012 год побывало 121 тыс. человек. На втором месте по популярности — Китай с показателем 96,5 тыс. человек. Такие высокие объемы перевозок объясняются в первую очередь тем, что сейчас из Иркутска в КНР самолеты летают не только на чартерной, но и регулярной основе. Кроме того, Китай отличается самым большим количеством городов назначения (сегодня действуют рейсы в Пекин, Санью, Манчжурию, Харбин, Хайлар и Гуанчжоу). Причем уже в этом году к ним должен добавиться еще один прямой перелет — в Гонконг, являющийся специальным административным районом КНР. Еженедельный регулярный рейс туда с осени этого года намерена запустить авиакомпания S7 Airlines.
Растет с каждым годом и количество человек, летающих в страны Средней Азии. Сегодня из Иркутска можно попасть в шесть городов стран СНГ: это города Ош и Бишкек в Киргизии, Душанбе и Худжант в Таджикистане, столица Узбекистана — город Ташкент, и Армении — Ереван. За прошлый год пассажиропоток с этими городами из Иркутска составил 43 тыс. человек. Для сравнения: примерно такое же количество пассажиров за 2012 год отправилось из Иркутска в Турцию. Впрочем, если на турецкие курорты люди едут отдыхать, то пассажиропоток в Среднюю Азию обусловлен в первую очередь стабильно высоким спросом со стороны жителей этих стран, которые приезжают в Россию на заработки. Причем уже с лета этого года планируется увеличение числа перевозчиков, которые будут летать из Иркутска в Бишкек (до сих пор на этом направлении работала одна авиакомпания — киргизская «Эйр Бишкек», однако с середины июня к ней присоединится российская авиакомпания «Якутия«). Также в планах запуск прямого рейса Иркутск — Баку (Азербайджан), который может начать выполняться с конца 2013 года. Однако пока, по словам руководства иркутского аэропорта, нет конкретики, какой именно перевозчик будет летать по этому маршруту.
Галопом по Европам
Самым сложным направлением полетов, которое сегодня развивается из Иркутска, по-прежнему остается Европа. Хотя, по словам коммерческого директора ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Юрия Курдюкова, возможности по открытию туда прямого рейса рассматриваются постоянно. «Мы ведем переговоры по открытию прямого рейса в Европу, — подтвердил он. — Может быть, это будет Мюнхен или другой город». Однако на вопрос, когда именно туда полетят самолеты, Курдюков ответил, что в этом году ждать подобных изменений в расписании иркутского аэропорта не стоит. «В следующем году — да», — сказал он.
И объяснил, что развитию данного направления мешает отсутствие якорного туроператора в Иркутске, который бы обеспечил коммерческую загрузку рейсов. «Если пустить все в открытую продажу, эффект будет незначительный, так как спрос на европейском направлении не настолько высок, чтобы загрузить такие большие воздушные суда, как Boeing-757, а суда меньшей вместимости туда просто не долетят (менее вместительные модификации Boeing имеют меньшую дальность беспосадочного полета — ВФ)», — сказал собеседник издания.
Вместе с тем представители иркутского турбизнеса говорят, что открытое два года назад направление Иркутск — Барселона (Испания), по которому с мая по октябрь летают чартеры, является достаточно востребованным. «В прошлом году нам даже пришлось ставить на нем дополнительные рейсы», — рассказал генеральный директор компании «Пегас Иркутск» Иван Андреев. Впрочем, по сравнению с курортами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, к которым относятся Турция и Египет, в Европу из Иркутска по-прежнему летает крайне небольшой процент пассажиров. К примеру, за прошлый год в Барселоне и на греческом острове Крит в сумме побывало чуть больше 8,5 тыс. туристов. В Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) такое соотношение считают нормальным. И обращают внимание, что наши туристы даже в Европе выбирают курортные города. «Нашим людям нужно море», — объясняет председатель СБАТ Игорь Коваленко.
При этом участники рынка говорят, что есть и другие факторы, которые могут существенно повлиять на востребованность того или иного направления полетов. Прежде всего это стоимость. «Отдых в Европе традиционно считается более дорогим, нежели в странах Азии», — объясняет Иван Андреев. Вторым фактором является неблагополучная геополитическая обстановка. Так, например, когда в прошлом году были волнения на Ближнем Востоке, спрос на отдых в Египте сразу снизился. Сейчас аналогичное снижение, по мнению представителей турбизнеса, скорее всего, произойдет на южнокорейском направлении, регулярнее рейсы из Иркутска куда должны возобновиться с лета этого года. Однако сейчас из-за Северной Кореи там обострилась опасность ядерной угрозы.