Все умерли

Нескучный фильм про конец мира
На экраны иркутских кинотеатров 7 февраля вышел новый фильм режиссера Фрэнсиса Лоуренса «Я — легенда», постапокалипсическая лента о том, как после вирусной эпидемии на Земле вымерло все человечество. От собратьев по жанру картину отличает один интересный факт — большую часть экранного времени зритель наблюдает всего за одним действующим персонажем. Вышедший с двухмесячным опозданием в России (мировая премьера состоялась 5 декабря, — «ВФ») фильм уже собрал свои 300 миллионов, что вдвое превысило его бюджет. Вероятнее всего, в нашей стране он также не останется без внимания благодаря любви русских к фильмам-катастрофам.

Картина «Я — легенда» — это уже третья экранизация одноименного романа Ричарда Мэтсона о неизвестном вирусе, унесшем жизни половины населения земного шара, а остальную половину превратившего в не вполне понятных монстров. Сюжет строится вокруг единственного уцелевшего человека с необъяснимым иммунитетом, ночами прячущегося от упырей, а днем пытающегося выяснить причины эпидемии и найти лекарство. Роль единственного незараженного человека, профессора Роберта Нэвилла досталась актеру Уиллу Смиту, сыгравшему ее в общем достойно. Известно, что экранизация могла появиться на свет еще в 90-х: режиссером должен был стать Ридли Скотт, а на главную роль претендовал Арнольд Шварценеггер. И в этом смысле, конечно, Уилл Смит смотрится куда выигрышнее.

При просмотре неизбежно возникает мысль о некой вторичности фильма. Ну, в самом деле, сколько мы уже видели картин о том, что мир погиб. И даже тот факт, что первоисточник (роман Мэтсона) написан аж в 1954 году, ничего не меняет. Другое дело, что подобные ленты всегда снимаются с большим размахом, огромным бюджетом и новейшими спец­эффектами, а потому всегда с интересом смотрятся на большом экране. Видимо, здесь и кроется истинная причина популярности данного жанра.

Как снять нескучный фильм, в котором всего один действующий персонаж? Нужно постоянно менять ритм, динамику повествования, а вместе с ними и жанр. И вот мы видим то скоростную погоню на спортивном авто за антилопами (или оленями?), то сентиментальную картину одиночества человека, который вынужден разговаривать только с собственной собакой и манекенами из магазина, то вдруг начинается самый настоящий триллер в темных коридорах заброшенного здания, наполненного потусторонними звуками. По мере развития сюжета фильм перейдет и в боевик с полагающимися ему перестрелками, и в ужасы с тщательно отрисованными монстрами, охотящимися на человека. Добавим к этому постоянно действующую интригу, когда же все-таки появится в фильме еще кто-нибудь живой, кроме охочих до крови зомби, а также потрясающе красивый пустой Нью-Йорк, поросший бурьяном, и вот уже нам нескучно есть свой попкорн в темном зале кинотеатра.

Тимофей Сундуков