Все грани джаза

В начале прошлой недели в Иркутске завершился IV Международный фестиваль «Джаз на Байкале». Заключительный концерт в Музыкальном театре имени Н.М. Загурского, в котором выступили музыканты из Новосибирской филармонии и саксофонист Билл Эванс со своим проектом Soulgrass, продемонстрировал две, пожалуй, самые важные черты джазовой музыки: академизм и экспериментаторство. Причем второе публике понравилось заметно больше — настолько, что последние композиции зрители, не переставая аплодировать, слушали уже стоя.

Музыканты с легкостью меняли стили, дурачились и сами получали от концерта огромное удовольствие. Фото Евгения Козырева

Президент продюсерского центра «Джаз на Байкале» Александр Филиппов, традиционно организующий в Иркутске одноименный фестиваль, всегда подчеркивает, что его главная задача — планомерно знакомить иркутян со всем многообразием джазовой музыки. Именно поэтому за четыре года работы фестиваля в Иркутске побывали самые разные исполнители импровизаторской музыки как из России, так и из-за рубежа. Фестиваль этого года не стал исключением — Джазовый оркестр Восточно-Сибирской академии искусств Валерия Симонова из Улан-Удэ, французский пианист Поль Ляй, Трио Алекса Нахимовски из США, Квартет Новосибирской филармонии Дмитрия Аверченкова, обладательница премии «Грэмми» за лучший джазовый вокал Карла Кук и саксофонист Билл Эванс со своим уникальным музыкальным проектом Soulgrass знакомили жителей Иркутска и Ангарска со своим творчеством в течение трех дней, с 6 по 8 июня.

Общая энергия коллектива получилась просто взрывной. Фото Евгения Козырева
Общая энергия коллектива получилась просто взрывной. Фото Евгения Козырева

Заключительный концерт фестиваля «Джаз на Байкале», состоявшийся на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского, поставил поистине яркую точку в этом празднике. Вернее, даже не весь концерт, а вторая его часть, в которой выступил Билл Эванс и его музыкальный проект Soulgrass. Но обо всем по порядку.

Первое отделение было отдано Квартету Новосибирской филармонии Дмитрия Аверченкова, который уже не раз бывал с концертами в Иркутске. Бессменный ведущий всех концертов «Джаза на Байкале» и глубочайший знаток музыки Василий Кучеренко, не скупящийся на комплименты в адрес выступающих, охарактеризовал всю программу вечера как парад звезд джаза. Музыкантов первого отделения он охарактеризовал как легенд сибирского джаза, а состав квартета назвал «как бы новосибирским», в силу того, что половина его участников родом из Иркутска. Кроме того, к контрабасисту Дмитрию Аверченкову, саксофонисту Владимиру Тимофееву, пианисту Игорю Дмитриеву и барабанщику Сергею Кушилкину присоединился ангарский гитарист Сергей Рушковский. Таким образом, квартет на глазах у зрителей разросся до квинтета, который в очередной раз показал, что в Сибири умеют играть джаз на самом высоком уровне. Музыканты исполняли джазовые стандарты и классические произведения таких мэтров, как Бенни Голсон и Джон Колтрейн, с отступлениями на соло, впрочем без особенных откровений и драйва.

И совсем не то ждало зрителей во второй части концерта. Саксофонист Билл Эванс около пяти лет назад первым в мире додумался соединить коренную американскую музыку блюграсс (разновидность кантри) с джазом. Так родился проект Soulgrass (одноименный музыкальный альбом в свое время был номинирован на премию «Грэмми»), с которым музыкант ездит по миру и везде имеет бешеный успех.

«Это новая идея, которую я придумал, — рассказал Билл Эванс. — В США нет подобных проектов. Обычно не встретишь сочетание саксофона с банджо и скрипкой».

По словам музыканта, для него джаз — это прежде всего эксперимент, поиски и находки. И проект Soulgrass, который в своем названии содержит неожиданное соединение двух разных музыкальных направлений, действительно стал ярким открытием, которое оценили все. Фактически саксофон, банджо, скрипка, бас-гитара и барабаны в общем звучании создали уникальный музыкальный стиль — свежий, задорный, под который хочется танцевать. Такого в Иркутске точно еще не слышали, но тут же приняли на ура. И дело не в том, что, казалось бы, далекая от нас музыка нашла отклик в сердцах сибиряков, а в том, что, как сказал Билл Эванс, если музыка исполняется честно, то все могут ее понять. Стоит добавить к этому, что каждый музыкант проекта Soulgrass сам по себе довольно яркая творческая личность, каждый участвует во множестве проектов, в том числе сольных. Поэтому их общая энергия получилась просто взрывной. Они с легкостью меняли музыкальные стили от фолка до прогрессив-рока, дурачились, записывали друг друга на видео и, было видно, сами получали от концерта огромное удовольствие. В результате концерт длился около трех с половиной часов к огромному удовольствию публики.

Антон Кокин