Все дороги ведут в ИрГТУ

В НИ ИрГТУ планируют создать Научно-внедренческий центр дорожного строительства и содержания дорог
Россия — страна огромных расстояний. И если в европейской части России, где отмечена высокая плотность населения, это чувствуется слабо, то жители Сибири и Дальнего Востока хорошо понимают, насколько широка и необъятна наша страна: крупные города здесь отделяют друг от друга тысячи километров. Автомобильные дороги здесь — жизненно важная тема. Государство, понимая это, вкладывает средства в развитие дорожной сети. Действующая экономическая ситуация такова, что в настоящее время финансирование этого направления сокращается, поэтому, чтобы не потерять набранный темп, к работе дорожной отрасли нужно подключать потенциал вузов и науки. Проблемы дорожного строительства, современные технологии и инновации, применяемые в строительстве и ремонте дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока, обсудили на круглом столе в НИ ИрГТУ.

По словам Сергея Тена (на фото справа), расходы на реконструкцию и строительство федеральных автомобильных дорог в текущем году планируется сократить на четверть по сравнению с прошлым годом.

Автомобильные дороги для Сибири и Дальнего Востока — жизненно важная тема. Протяженность трасс с учетом плотности населения в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в три-пять раз ниже, чем в Центральном федеральном округе. Более 20% населенных пунктов не имеют круглогодичной связи дорогами с твердым покрытием, с сетью дорог общего пользования. В прошлые десятилетия средств на поддержку дорожной инфраструктуры выделяли недостаточно, и сегодня ее состояние подошло к точке невозврата, когда строить дороги дешевле, чем ремонтировать. При этом развитая и качественная дорожная сеть сегодня является залогом роста экономики, конкурентоспособности бизнеса и комплексного развития регионов.

Тема очень актуальна. Именно поэтому круглый стол «Развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока: экономика, технологии, инновации» в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете 6 февраля собрал огромное количество представителей дорожной отрасли. Повышенное внимание к состоянию дорог проявили представители Законодательного собрания региона. «Круглый стол в ИрГТУ будет очень полезен, и все предложения, которые здесь прозвучат, депутаты обсудят на мероприятии в Законодательном собрании. Я уверен, что совместными усилиями мы определим программу действий по стратегии развития инфраструктуры Иркутской области в рамках Программы развития Байкальского региона и Дальнего Востока», — заметил председатель Комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Борис Алексеев. Не меньший интерес к мероприятию проявили и представители думы города Иркутска. Заместитель председателя думы Александр Ханхалаев отметил, что дорожной отрасли нужно сотрудничать с учеными: «Наши прорывные инновационные идеи и проекты как раз именно в кризисный экономический период и могут сыграть значимую роль, поэтому их надо активно реализовывать. Депутаты городской думы надеются получить от ученых реальные предложения».

Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен, присутствовавший на круглом столе, также заговорил о сложном экономическом состоянии в стране, которое, безусловно, скажется на дорожной отрасли. По его словам, расходы на реконструкцию и строительство федеральных автомобильных дорог в текущем году планируется сократить на четверть по сравнению с прошлым годом. «В действующих сложных экономических условиях наша задача — вкладывать средства в сохранение тех автомобильных дорог, которые у нас есть. Государство выделяет средства на строительство и ремонт дорог, а потом их разрушают лесовозы и грузовики, которые бесконтрольно ездят по муниципальным, региональным и федеральным трассам. Недостаточно дорогу построить и отремонтировать — ее надо еще и защитить», — подчеркнул депутат Госдумы.

Присутствовавшие на круглом столе сошлись во мнении, что в дорожную отрасль необходимо внедрять инновации и разработки вузов и научных институтов — это поможет повысить эффективное расходование бюджета и качество строительства. С этой позицией согласен исполняющий обязанности ректора НИ ИрГТУ Александр Афанасьев. В своем выступлении он напомнил, что Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет охватывает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток, так как на этой территории нет других вузов, наделенных таким статусом.

Благодаря накопленному интеллектуальному потенциалу и удобному географическому положению университет способен стать площадкой для диалога всех заинтересованных сторон, уверены в НИ ИрГТУ. Уже сегодня вуз готовит высококлассных специалистов и создает инновационные разработки, которые могут пригодиться реальному сектору экономики. «Единство учебного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности позволяет создать систему практико-ориентированного обучения. Так, университет в 2013-2014 годах выполнил для региона и города Иркутска работы по обследованию более 9 тысяч километров дорог на сумму 55 миллионов рублей. С помощью мобильного диагностического комплекса «отснято» 78 улиц Иркутска и составлены их паспорта. Этот мобильный диагностический комплекс стоимостью 22,5 миллиона рублей приобретен по программе развития Национального исследовательского университета и обеспечивает высокое качество и скорость выполнения исследовательских работ, сокращая их сроки на 30%, — заметил Александр Афанасьев. — Такие работы позволяют вовлекать в исследования студентов и готовить высококлассных специалистов». В этом году НИ ИрГТУ отмечает свое 85-летие, что подтверждает значительный опыт учебного заведения как в подготовке профессиональных кадров, так и в научно-исследовательской деятельности.

Вуз намерен участвовать в формировании транспортной инфраструктуры региона посредством выполнения изыскательских, исследовательских, проектных и инновационных работ. Важным направлением в создании транспортной инфраструктуры в городах могли бы стать работы по диспетчеризации и регулированию городских транспортных потоков, разработка городских транспортных маршрутов и развязок. Также Александр Афанасьев видит и задачи на перспективу: «Нам становится очевидна необходимость более глубокого исследования проблем строительства на мерзлых грунтах. Это требует создания лаборатории по мерзлотоведению, которая могла бы проводить исследования мерзлых грунтов, давать соответствующие оценки в зонах тех или иных строительных объектов, разрабатывать рекомендации по эксплуатации и ведению строительных работ на мерзлых грунтах», — заметил он. Причем эта работа уже началась — специалисты Политеха начали претворять проект в жизнь. Это высоко оценил Сергей Тен: «Наши научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, в частности НИ ИрГТУ, имеют серьезный опыт в области строительства и эксплуатации дорог в зоне вечной мерзлоты. Большая часть территории Сибири и Дальнего Востока находятся в этой зоне. Нужно применять опыт наших вузов».

Однако опыт — опытом, но часто реальный бизнес очень далек от инноваций. Ученые, разрабатывающие новые технологии, которые помогут сделать дорожное строительство более эффективным и существенно снизить затраты на рабочий процесс, далеко не всегда могут продемонстрировать свои наработки. Деятельность по координации всех процессов готов взять на себя ИрГТУ: «Университет мог бы стать координирующим центром, который может объединить деятельность различных организаций и фирм, участвующих в создании и развитии транспортной инфраструктуры региона в районах Сибири и Дальнего Востока, — уверен Александр Афанасьев. — Работа такого центра должна быть направлена на разработку инновационных материалов в области дорожного строительства, совершенствование технологий строительства дорог, модернизацию дорожного оборудования и разработку регламентов в области дорожного строительства». Эту идею поддержал и Сергей Тен, предложивший создать на базе НИ ИрГТУ Научно-внедренческий центр дорожного строительства и содержания дорог: «Это площадка, на которой будут системно общаться все заинтересованные в этом процессе структуры: заказчики, подрядчики, дорожные компании, а также представители научного центра. Потенциал вузов обязательно нужно использовать», — уверен депутат Госдумы. С ним согласились все участники мероприятия, тем самым подтвердив: НИ ИрГТУ — это вуз, наполненный потенциалом.