Все дальше в Азию

На картах полетов крупнейших сибирских аэропортов рейсы в страны Восточной и Юго-Восточной Азии до сих пор выглядят довольно редкими линиями, теряющимися на огромных пространствах. Но авиакомпании стараются не ограничиваться увеличением частоты давно опробованных туристических маршрутов на курорты Южно-Китайского моря и в торговые мегаполисы Китая и пытаются осваивать новые территории, пока рискованные с точки зрения бизнеса авиаперевозок.

С самого начала работы российских авиакомпаний на маршрутах в страны Восточной и Юго-Восточной Азии развитие этого бизнеса определяли два мощных фактора. Первый — увлечение россиян челночной торговлей китайскими товарами. Для жителей приграничных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока вполне достаточно автомобильного и железнодорожного транспорта, но предпринимателям из Западной Сибири, учитывая расстояние до Китая, без авиаперелетов не обойтись. Центрами притяжения для сибирских «челноков» с 90-х годов остаются Пекин и столица Синьцзян-Уйгурского автономного района — Урумчи. Второй фактор — растущая популярность отдыха в тропической Азии, прежде всего в Таиланде.

Неудивительно, что львиная доля всех рейсов из сибирских городов в страны Восточной и Юго-Восточной Азии до сих пор приходится на Китай и Таиланд. Например, сегодня на карте полетов из новосибирского аэропорта Толмачево отмечены китайские города Пекин, Урумчи, Харбин (северо-запад страны) и Санья (на острове Хайнань), таиландские Бангкок и Пхукет, а также вьетнамский Хошимин и Денпасар на индонезийском острове Бали. В летнем расписании красноярского аэропорта Емельяново указаны прямые рейсы в те же Пекин, Харбин, Санью, Бангкок, Пхукет, Денпасар, а также на вьетнамский курорт Нячанг. В расписании аэропорта Барнаула есть рейсы в Бангкок и Нячанг.

Со временем выяснилось, что традиционных рейсов из Сибири уже недостаточно для растущего пассажиропотока. В случае с Китаем драйвером роста эксперты называют усиливающиеся экономические связи, которые становятся более цивилизованными и многообразными. Уже упомянутые «челноки», конечно, при желании могут в аэропорту Пекина или Урумчи сделать пересадку, чтобы добраться до других крупных городов Поднебесной — в глубине страны или на ее тихоокеанском побережье. Но в массе своей такого желания у них не возникает, поскольку рынки этих двух мегаполисов вполне удовлетворяют их потребности. Другое дело — необходимость контактов с крупными китайскими компаниями, которые сегодня больше всего сконцентрированы в Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу, Гонконге, свободной экономической зоне Шэньчжэнь и других городах-миллионниках, в большинство из которых из Сибири нет прямых рейсов до сих пор.

Это дало стимул российским авиакомпаниям расширять для себя географию полетов в Китай. Прежде всего на юг страны. 50 из 70 рейсов российских авиакомпаний, еженедельно связывающих аэропорты России и Китая, приходятся на S7 Airlines. По словам гендиректора авиакомпании Владимира Объедкова, в настоящее время их загрузка составляет около 80%, причем объем перевозок постоянно растет, подталкивая руководство авиакомпании к открытию новых рейсов. В конце октября S7 Airlines начинает полеты из Новосибирска в Гонконг — особый административный район КНР и признанный мировой деловой и финансовый центр (до сих пор сибиряки могли добраться до Гонконга с пересадками в Москве, Пекине, с весны 2012 года в Хабаровске). Стоимость билетов на этот рейс, запланированный с частотой два раза в неделю, заявлена от 29 тыс. руб. Ощущая рост интереса со стороны россиян, китайские власти также пытаются стимулировать рост пассажиропотока различными способами, включая административные. Осенью этого года «азиатский Лас-Вегас» — Макао (особый район Китая) по примеру соседнего Гонконга отменил визы для россиян.

Китай является одним из приоритетных стратегических направлений и для «Уральских авиалиний», именно в связи с ростом деловых контактов. «В частности, в Китае проходит одна из крупнейших международных промышленных выставок — Кантонская ярмарка, торговые взаимоотношения между Россией и Китаем также достаточно крепки. Гуанчжоу и Харбин — это интересное, но, к сожалению, слабо известное на российском рынке туристическое направление, обладающее значительным потенциалом», — пояснила руководитель службы продаж международных рейсов авиакомпании Марианна Галагура. По ее словам, в настоящее время екатеринбургская авиакомпания выполняет регулярные рейсы в три города КНР — Пекин, Харбин на северо-востоке страны и Гуанчжоу на ее крайнем юге.

В сибирском регионе в 2011 году «Уральские авиалинии» выполнили 62 рейса Красноярск — Харбин и девять рейсов Новосибирск — Харбин. В 2012 году эти направления в расписании были сохранены (к началу октября выполнено 43 рейса Красноярск — Харбин, 49 — Новосибирск — Харбин). В начале апреля к ним добавился новый еженедельный рейс в Гуанчжоу из Иркутска с минимальным тарифом за билет туда-обратно 299 евро (без учета сборов). «Можем отметить, что с момента запуска рейсов общий пассажиропоток на этом направлении вырос на 20%. Темпы роста оптимальны и соответствуют ожиданиям авиакомпании», — добавила госпожа Галагура.

Что же касается сибирских туристов, то освоение ими Таиланда идет гигантскими шагами. Если совсем недавно отдыхать в эту страну они летали с поздней осени до поздней весны, то теперь чартеры и регулярные рейсы загружены практически круглый год. По данным Новосибирской ассоциации туристских организаций, базирующимся на статистике Толмачево, в этом году за три летних месяца в Таиланд отправилось около 22 тыс. туристов. Это означает прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41%. Одновременно все больше сибиряков стало путешествовать из Таиланда в сопредельные государства рейсами местных авиакомпаний, что в свою очередь стимулировало российских перевозчиков открывать новые прямые рейсы в этот регион. Прежде всего во Вьетнам.

Неудивительно, что российские авиакомпании продолжают усиленно разрабатывать «золотую жилу» Таиланда. «Трансаэро», к примеру, объявило о том, что в зимнем расписании начнет выполнять полеты из Новосибирска в Бангкок на двухпалубных Boeing 747, вмещающих почти полтысячи пассажиров. Частота рейса составит два раза в неделю. «Оренбургские авиалинии» в свою очередь отказались от запланированного ранее с 1 октября ежедневного рейса Новосибирск — Москва в связи с переизбытком перевозчиков на этом направлении. По словам заместителя гендиректора авиакомпании по коммерции Владимира Потешкина, освободившиеся борты решено задействовать на чартерных рейсах на восток. С 16 октября «Оренбургские авиалинии» совместно с одним из туроператоров начали летать из Новосибирска в Китай и Таиланд на Boeing 777-200 ER вместимостью 364 кресла. S7 Airlines с 21 октября открыла рейс из Новосибирска в Бангкок: четыре раза в неделю на Boeing 767-300 (252 места).

Тем не менее на карте Восточной Азии для сибиряков до сих пор сохраняются если не совсем «белые», то лишь слегка закрашенные «пятна». Например, долететь прямым рейсом из Сибири в Японию невозможно. Пересадку придется делать в Пекине или в дальневосточных аэропортах России. По данным заместителя директора лондонского офиса Japan national tourist organisation Валентина Шестака, которые он привел на московском семинаре-workshop в конце сентября, в настоящее время «Аэрофлот» и S7 Airlines выполняют в Японию по четыре рейса в неделю из Хабаровска (этот рейс S7 Airlines на А320 ввела в 2012 году) и Владивостока. «Аэрофлот» из Южно-Сахалинска — два рейса в неделю. Не проще попасть и в Сеул — столицу 50-миллионной Южной Кореи. Впрочем, здесь ситуация может измениться в ближайшей перспективе. «Аэропорт Толмачево сделал новые коммерческие предложения для российских и иностранных авиакомпаний и заручился их намерениями по открытию рейсов на перспективных направлениях из Новосибирска в Сеул, Шанхай…» — говорится в сообщении компании по итогам ее участия в недавнем 18-м международном форуме по развитию авиамаршрутов Routes World 2012.

PDF номера

  1. sr121126 (1.2 Мб)