Все бюджетно и просто

Конец 2013 года выдался богатым на дискуссии о бюджетной политике в Иркутской области. Тем более поводов этому было как минимум два: принятие главного финансового документа региона на 2014 год с перспективой на последующие 2015 и 2016-й и внесение поправок в бюджет этого года. Оба процесса проходят на фоне снижения поступлений по налогу на прибыль, ставшего следствием замедления темпов экономического роста в стране и падения цен на сырьевых рынках.

Увеличение собираемости налогов, расширение налогооблагаемой базы, предоставление льгот для бизнеса позволят уравновесить рост социальных расходов

Учли и прибыль, и убытки

В вопросах бюджетной политики Иркутская область, столкнувшаяся в этом году со снижением поступлений налога на прибыль, не выбивается из общероссийского тренда. Из 82 субъектов федерации только в 13 отмечается рост по этому источнику доходов, остальные 69 недосчитались в общей сложности 255 млрд рублей. Порядка 13 млрд в этой сумме приходятся на Иркутскую область. По динамике снижения поступлений налога на прибыль она на шестом месте в общем рейтинге.

Изменение прогноза поступлений по налогу на прибыль стало основной причиной разработки пакета поправок в бюджет области 2013 года — из запланированных 40,2 млрд рублей по уточненному плану будет собрано лишь 27,3 млрд. Новый вариант финансового документа принят сразу в трех чтениях на сессии заксобрания региона 13 ноября. Его доходная часть сокращена на 8,2 млрд рублей, до 89,4 млрд, расходная увеличена на 2 млрд, до 112,6 млрд рублей. На рост расходной части повлияла дополнительная финансовая помощь муниципальным образованиям, предусмотренная на выплату заработной платы работникам учреждений дошкольного образования и культуры, а также с мерами по сбалансированности местных бюджетов. Именно по этой причине поправки принимались в сжатые сроки, иначе возникали опасения, что муниципалитеты не успеют до конца года освоить дополнительные суммы.

В ходе обсуждения поправок в бюджет на сессии депутаты спросили у министра финансов Иркутской области Наталии Бояриновой, почему при росте внутреннего валового продукта региона снижаются отчисления предприятий в бюджет.

«Консолидированные группы налогоплательщиков при расчете объемов налога на прибыль воспользовались своим правом суммировать не только прибыль, но и убытки», — ответила она. Это стало причиной сокращения поступлений от предприятий, работающих в отрасли сухопутного транспорта, на 3,6 млрд рублей, добычи нефти и газа — на 2,7 млрд рублей, других ископаемых — на 800 млн рублей. Многие налогоплательщики сделали это в рамках сокращения собственных издержек из-за снижения стоимости сырья на мировых рынках — в том числе алюминия, товарной целлюлозы, золота. Еще порядка 650 млн рублей бюджет недосчитался в виде акцизов, что стало следствием увеличения объемов потребления в регионе нефтепродуктов с более высоким октановым числом. Но больше всего депутатов интересовало, как скажется на развитии области столь масштабный дефицит — в «поправленном» бюджете 2013 года он составит 23,2 млрд рублей.

Из ответа Наталии Бояриновой следовало, что в основной своей части дефицит носит технический характер, так как будет покрыт остатками на бюджетных счетах и средствами резервного фонда. На долю кредитов придется только 8,4 млрд рублей. Собственно, именно с таким размером госдолга область планирует завершить этот финансовый год.

Мобилизация по всем фронтам

Но дефицитными сформированы и бюджеты региона всех трех последующих лет, что неизбежно ведет к наращиванию госдолга. К 1 января 2017 года он может достичь 45,4 млрд рублей. Вместе с тем в региональном минфине не считают, что прогноз по росту этого показателя является неблагоприятным. «Эти цифры жестко завязаны на прогнозируемом дефиците. Но ситуация с доходным потенциалом будет меняться, и необходимость в таком количестве заемных средств отпадет. Это именно прогнозные цифры. Чтобы их не допустить, правительством региона ведется работа по повышению собственного доходного потенциала», — пояснила Наталия Бояринова. Она также добавила, что в среднем по России госдолг субъектов РФ составляет 51% от доходов, в Иркутской области этот показатель держится на уровне 4,2%.

При формировании бюджета 2014 года, в котором доходы заложены в сумме 95,9 млрд рублей, расходы — 106,2 млрд рублей, регправительство максимально сохранило финансирование по социально значимым статьям. На их долю придется примерно 70% финансовых обязательств. В проекте бюджета в полном объеме предусмотрены расходы на реализацию социальных законов и обеспечение мер социальной поддержки населения.

В следующем году начинают действовать три новых областных закона. По ним ежемесячные выплаты будут получать граждане со статусом «дети Великой Отечественной войны», единовременные денежные выплаты в размере 100 тыс. рублей — семьи, усыновившие детей. Также на выплаты смогут рассчитывать семьи при рождении третьего и последующих детей. Кроме того, в проекте финансового закона на уровне 2012 года сохранены расходы по лекарственному обеспечению, питанию пациентов лечебных учреждений, выплатам стипендий учащимся среднего профессионального образования. С нового года на областной уровень передаются полномочия по выплате заработной платы работникам муниципальных дошкольных учреждений, на эти цели в проекте бюджета 2014 года предусмотрено 7,4 млрд рублей. И 452 млн рублей выделяется территориям на выплату заработной платы работникам культуры с учетом ее повышения. В целом же в структуре расходов 44% занимает выплата зарплат бюджетникам. По сравнению с 2013 годом данная статья бюджета увеличивается на 2 млрд рублей, чтобы обеспечить повышение зарплат учителей, врачей и других категорий работников бюджетной сферы, как того требует указ президента РФ от 7 мая 2012 года.

Новшеством в бюджетной политике 2014 года является то, что практически весь объем расходов (99%) расписан по 17 программам. Иркутская область в числе немногих регионов, которые со следующего года первыми переходят на программное исполнение расходов. Есть изменения и в доходной части бюджета. Они связаны с самой структурой доходов — теперь на первое место по объему поступлений выходит НДФЛ, сдвигая лидера предыдущих лет, налог на прибыль, на вторую позицию.

Председатель КСП Иркутской области Ирина Морохоева увидела в этом «тревожную нотку». «НДФЛ напрямую зависит от самого бюджета — 40% этого налога перечисляется с зарплат работников бюджетного сектора», — сказала она. А первый зампредседателя правительства региона Владимир Пашков привел еще более неожиданные цифры. Из 780 тыс. человек, занятых в экономике Иркутской области, 180 тыс. (23%) трудятся в бюджетной сфере. «Эти цифры должны заставить задуматься всю общественность и все экономически активное население о том, сколько мы недополучаем доходов в связи с «серыми» зарплатами, практикуемыми в частном бизнесе», — сказал Владимир Пашков.

Впрочем, регправительство в рамках мобилизации доходных источников уже возобновило деятельность рабочих групп, существовавших в 2008-2009 годах. В их числе и группа по легализации заработной платы в частном секторе экономики.

У вас и так все хорошо

Не паниковать из-за тенденции снижения налога на прибыль в этом году и отсутствию предпосылок его роста в следующем призывает руководитель управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев. «Не надо делать скоропалительных выводов, заявлять, что ситуация в областном бюджете катастрофическая. Ведь мы сравниваем с предыдущим 2012 годом, который был очень богатым на поступления налогов, потому что изменилось законодательство: тот налог, который оседал в Москве, перераспределился в регионы, образовались консолидированные группы налогоплательщиков. Соответственно, был рост», — сказал Константин Зайцев.

Он привел данные о собираемости налогов в консолидированный бюджет области в 2012 году — тогда рост составил 27% к 2011 году. «Так что если мы сравним поступления налога на прибыль в 2013 году не с прошлым годом, а с 2011-м, то увидим, что суммы примерно одинаковы», — подвел итог руководитель УФНС. При этом он добавил, что по остальным налогам в этом году продолжает наблюдаться рост. Так, по налогу на доходы физических лиц поступления увеличились на 9,3%, НДПИ — 9,7%, налогу на имущество — 15,3%, земельному налогу — 8,8%, транспортному — 30,8%, группе налогов, взимаемых по специальным режимам, — на 7,2%.

Министерство экономического развития Иркутской области рассчитывает наращивать доходный потенциал региона за счет расширения налогооблагаемой базы. Достигать этого планируется предоставлением налоговых преференций, создавая бизнесу привлекательные условия для реализации инвестпроектов. Этим направлением область занимается уже второй год.

«Параллельно с принятием регионального законодательства по предоставлению льгот велась порой очень непростая работа с федеральным правительством — в части распространения льгот в рамках программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона и на Иркутскую область. Нам с трудом удалось добиться нулевой ставки НДПИ на добычу газа, полгода потребовалось, чтобы нашему региону тоже установили нулевую ставку по налогу на прибыль для новых бизнесов. Отношение к нам было такое: «У вас и так все хорошо — профицит, бюджетная гибкость». Мол, вы и так справитесь», — вспоминает министр экономразвития региона Руслан Ким. Финансовую отдачу от этих мер чиновники ждут через несколько лет, когда у предприятий завершится инвестиционный период.

На помощь чиновникам регправительства готова прийти и налоговая служба. Константин Зайцев в вопросах увеличения собираемости налогов возлагает большие надежды на ФЗ «О незаконных финансовых операциях», вступающий в силу в 2014 году. «Если сегодня мы вынуждены искать налогоплательщика по месту жительства с правоохранительными органами, то этот закон позволяет нам блокировать его счета», — сказал он. Новый закон также позволит налоговикам результативнее бороться с фирмами-однодневками, чья задача минимизировать налогооблагаемую базу и обналичивать деньги.