Время для смены экономического мышления

Кризис в экономике вполне мог бы иметь гораздо меньший масштаб. Причиной же наблюдаемых сейчас негативных явлений стало отсутствие качественного среднесрочного и долгосрочного планирования экономических и социальных задач, привязанного к конкретным программам. Подобная ситуация наблюдается практически на всех уровнях — от муниципального до федерального. В сложившихся же условиях повсеместной борьбы с последствиями, а не причинами кризиса, может сыграть ставка на высокомобильные виды экономической деятельности, как например малый и средний бизнес. К таким выводам пришли участники экспертного совета по экономическому климату в регионе, организованного Издательским домом «Восточная Сибирь».

Падение замедляется, но это не утешает

Напомним, первый экспертный совет по экономическому климату в регионе ИД «Восточная Сибирь» провел в марте. На тот момент многие затруднялись давать какие-либо прогнозы, не ясна была картина всей ситуации, в которой находится российская экономика, невозможно было оценить меры, предпринимаемые для стабилизации ситуации. Так или иначе, все участники отметили, что бизнес почувствовал на себе влияние кризиса, особенно ситуацию усугубило отсутствие доступа к кредитным ресурсам и высокая доля импортных компонентов в любом производстве. Эксперты резюмировали, что страна только входит в кризис и, где будет его дно, — неизвестно.

В настоящее время, по прошествии уже полугода с начала активной фазы кризиса уже появляются первые оценки его последствий. В частности, президент России Владимир Путин в своей речи на Петербургском экономическом форуме отметил, что острая фаза кризиса пройдена, прогнозы о глубоком экономическом кризисе в России не сбылись.

Тем не менее рецессия в экономике продолжает отражаться во всех сферах жизнедеятельности россиян. Справедливость оценки президента, как и объективные данные об ухудшении экономической ситуации, отчасти подтверждают данные статистики.

Руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Ирина Иванова отмечает, что на сегодняшний день известны статданные за первые пять месяцев этого года, позволяющие понять, что происходит в региональной экономике. «В целом эйфории не наблюдается, по ряду направлений отмечается рост, в отдельных отраслях — спад. Понятно, что в кризисные моменты наиболее страдает розничная торговля, снижается объем инвестиций. Тем не менее по уровню промышленного производства в регионе за пять месяцев сложился общеположительный итог — 5%, в основном за счет сегмента ТЭК, — замечает Ирина Иванова. — Данные приводятся без учета уровня инфляции. Среди других лидеров роста — агропромышленный комплекс. Объем произведенной сельхозпродукции оценочно вырос на 2,8%. В частности возросло на 4-7% производство основных видов животноводческой продукции, зафиксирован рост поголовья свиней, овец, коз и птиц. Средний надой молока в крупных сельхозорганизациях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 3,4%. Это меньше среднероссийского показателя на 4%, но выше чем в среднем по Сибири на 16%. Высокие показатели остаются по продуктивности кур-несушек, 141 яйцо от каждой курицы за пять месяцев. При этом по Сибири в среднем — 134, по России 127 яиц».

Остальные цифры в региональной экономике не настолько утешительные. По данным органа статистики, падение объемов в розничной торговле и сервисе составило 7,5%, объем строительных работ в целом снизился на 16%. При этом в сегменте жилищного строительства зафиксировано в 1,6 раза больше сданных «под ключ» объемов — 285 тыс. квадратных метров.

Что же касается показателей валового регионального продукта (ВРП), то они будут известны лишь в следующем году, после подведения итогов текущего года. «Пока мы можем только напомнить об итогах прошлого кризиса 2008-2009 годов. Надо сказать, что прошлый кризис не привел к падению индекса физического объема ВРП. И в последующие четыре года был зафиксирован неплохой рост — на 22,2%. Это позволило региону нарастить свой вклад в общероссийский ВРП с 1,3 до 1,5%», — отмечает Ирина Иванова.

Уровень официальной инфляции за пять месяцев этого года в Приангарье составил 6,1%. С одной стороны, такой показатель в прошлом году был достигнут только к октябрю, с другой — инфляция в остальных регионах Сибири за тот же период составила от 6,2 до 9,2%.

Комментируя озвученные цифры, участники экспертного совета призвали не обнадеживаться положительными показателями. В частности, депутат Госдумы РФ, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко предложил оценивать цифры статистики исходя из долговременного периода. «В России есть большое количество регионов, где показатели аграрной отрасли давно превысили советские показатели. Иркутская же область с цифрами по производству в животноводстве до сих пор остается на уровне 50-х годов прошлого века. Такая низкая эффективность вряд ли послужит фактором для привлечения инвесторов», — считает он.

Кроме того, по мнению Сергея Левченко, подобный подход позволяет увидеть и другие болевые точки в регионе. «Сегодня мы рассуждаем о возрождении промышленности, освоении крупных месторождений. Ковыктинское месторождение, включенное в проект «Сила Сибири», было открыто еще 30 лет назад. Между тем газовое месторождение в Якутии, ставшее базовым для «Силы Сибири», открыто на 20 лет позже. Все последние годы мы занимались Ковыктой с такой низкой неэффективностью, что нам досталась только роль «аппендицита» в международном проекте, да и то с перспективой присоединения лишь через пять лет. Еще один пример — потрачено много времени на принятие решения о развитии местной энергетики на основе газа или угля. Вопрос так до сих пор и не решен, окончательная ставка не сделана. Придут ли инвесторы в энергетическую отрасль, если сами энергетики не знают перспективы развития, вопрос риторический. Ну, и, наконец, о каких инвесторах может идти речь, если из региона бегут люди — в последние годы возобновилась тенденция покидания Приангарья его жителями».

О неважной ситуации с инвестиционным климатом в Иркутской области свидетельствует и результат Национального рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов. Это исследование, проведенное Агентством стратегических инициатив (создано по распоряжению правительства РФ) было презентовано на Петербургском экономическом форуме. В рамках проекта было опрошено более 200 тыс. предпринимателей из всех регионов России, оценивавших свою территорию по четырем направлениям: регуляторная среда, инфраструктура, законодательная база по работе с инвесторами и административные барьеры, избыточные проверки, степень коррупции, а также эффективность мер поддержки малого бизнеса. В итоге Иркутская область заняла предпоследнее место в рейтинге.

Общественный представитель Агентства стратегических инициатив, советник министра экономического развития Иркутской области, член общественной палаты Иркутска Сергей Маяренков отмечает: утешением в данной ситуации может послужить тот факт, что девять регионов в этот рейтинг не попали по различным причинам. «Однако результаты по остальным регионам достаточно объективны. И сейчас нам необходимо понимать, что делать в сложившейся ситуации. Очень скоро будут опубликованы подробные показатели рейтинга, их порядка 45, это даст полную картину. Уже сейчас можно сказать, что в Приангарье дефицит инфраструктуры, которая бы поддерживала работу с инвестором. Формально она создана, стандарты работы с инвесторами внедрены, но практики ее функционирования еще не накоплено. Кроме того, Иркутская область — одна из немногих территорий, избалованных крупными промышленными и инфраструктурными проектами. Это отвлекает внимание властей от работы с мелкими инвесторами», — считает он.

 

Запрос на политическую волю

Помимо общих экономических тенденций, участники экспертного совета оценили ситуацию в ряде отдельных отраслей. Большое внимание было уделено сфере малого и среднего бизнеса. Бизнес-омбудсмен Иркутской области Алексей Москаленко отметил, что в сложившихся условиях этот сегмент действительно чувствует себя хуже остальных. «Структура экономики в регионе в целом устойчивая за счет крупных производств, поэтому мы мало обращаем внимание на развитие малого и среднего бизнеса. Но ведь в этом секторе занято почти 25% жителей области, это больше 200 тыс. человек. Меня беспокоит именно эта цифра, главное, чтобы она не уменьшалась, так как это приведет к росту официальной безработицы, падению уровня собираемых налогов, а значит и к дополнительной нагрузке на бюджет», — рассуждает он.

По мнению Алексея Москаленко, за прошедшие полгода кризиса трудно было что-то сделать на местном уровне, так как 90% условий ведения бизнеса зависит от федерального законодательства, процесс изменения и корректировки которого очень долгий. «К счастью, определенные подвижки наблюдаются. Основной поток жалоб от предпринимателей — об административном давлении со стороны контрольно-надзорных органов и муниципальных властей. В Госдуму на рассмотрение поступил проект закона о реформе контрольно-надзорной деятельности, насколько я понимаю, он должен быть принят до конца года. Кроме того, с 1 июля в стране заработает единый реестр проверок, он позволит снизить огромное число проверок, с которыми сталкивается малый и средний бизнес», — говорит Алексей Москаленко.

Кроме того, по его словам, Иркутская область в этом направлении может начать встречное движение. «У меня была встреча с врио губернатора Приангарья Сергеем Ерощенко, договорились о введении пилотного проекта по реформе контрольно-надзорной деятельности, чтобы в его рамках все надзорные органы перешли на рискориентированную модель работы с малым бизнесом. По такой схеме уже работает несколько регионов. В этой сфере Иркутской области бояться нечего, так как пока в структуре ее доходов вклад малого и среднего бизнеса составляет всего 11%. Но пилотный проект позволит по большому счету закрыть глаза на проверочную деятельность и позволит людям развивать свои бизнес-начинания», — считает бизнес-омбудсмен.

Еще одно предложение по улучшению климата для малого и среднего предпринимательства озвучил Сергей Маяренков. «На федеральном уровне необходимо усовершенствовать сложившуюся систему работы с госконтрактами, в которых заинтересованы многие бизнесмены. Сегодня, чтобы поучаствовать в госконтракте, предприниматель должен получить банковскую гарантию на весьма непростых условиях, взять кредит, в общем, взвалить на себя серьезную финансовую ответственность. А при этом все чаще распространяется практика, когда авансы и расчеты по госконтрактам выплачиваются несвоевременно. В результате предприниматель сталкивается с проблемами. Ситуация сейчас получает обсуждение, хотелось бы надеяться, что платежная дисциплина по госконтрактам будет улучшена», — замечает он.

При этом Сергей Маяренков не считает, что внешний экономический фон способен подкосить позиции абсолютно всех участников сферы малого и среднего бизнеса. «Те компании, кто заблаговременно занимался повышением производительности труда, увеличением качества продукции и снижением его цены, сегодня оказались в выигрышном положении. Это относится и к тем, кто сумел наладить сбыт продукции на экспорт. В общем, кризис в очередной раз показывает, что это время своеобразной очистки от неэффективных компаний», — уверен эксперт.

Немного другая ситуация складывается в строительной отрасли. Депутат законодательного собрания Иркутской области, директор ООО «ФСК «Дом-строй» Алексей Красноштанов считает, что существующий кризис системный, внутренних ресурсов строителям для его преодоления не хватит, нужна политическая воля и взвешенные решения со стороны региональных властей. «Сегодня мы видим свежие цифры по вводу жилья за пять месяцев этого года, вроде бы есть прирост, но это все — остатки того, что начинало строиться ранее. Новых объектов закладывается существенно меньше, мы увидим серьезное падение по результатам 2015 и 2016 года, — предполагает он. — Предпосылки ситуации возникли в 2011 году, когда Иркутская область забрала в свое ведение вопрос выделения земельных участков под строительство. С тех пор количество участков, выставляемых на аукцион, резко снизилось. Строители сейчас вынуждены выходить на вторичный рынок, перекупать землю у частников, а это отражается на стоимости жилья, на количестве сданных объемов».

«Я не вижу особого кризиса, такого явления не может быть в отдельной стране, если в ней выстроен эффективный менеджмент. У нас столько денег, запасов, ресурсов и при этом немало проблем в различных сферах. Поэтому нужна политическая воля и желание, не только на федеральном, но и на местном уровне. Иркутская область может и способна развиваться, проявляя лишь грамотную инициативу, — уверен он. — В сложившейся непростой ситуации в региональной экономике я прежде всего виню работу нашей системы. На повестке дня стоит вопрос, что Иркутская область в полтора раза больше отчисляет налогов в федеральный бюджет, чем два и три года назад. Да, это факт, но жители области от этого ничего не имеют. Более того, в важных экономических отраслях, в том числе и в стройиндустрии, со стороны регионального правительства не налажены точки соприкосновения с ключевыми предприятиями, не вырабатываются совместные планы действий по развитию на благо нашей области. Итог мы все видим в цифрах статистики».

«Не так давно я слушал отчет регионального правительства и задал министру экономического развития региона вопрос, почему число участников внешнеэкономической деятельности сократилось на 10%, почему малый и средний бизнес ушли из этой сферы? В ответ я услышал лишь, что эти предприятия закрылись, чтобы потом получить льготу, обещанную президентом как для вновь открытых компаний. Считаю, что это лукавство, у нас предприятия закрываются не для того, чтобы потом открыться. У нас бы тогда не было пустующих складских, торговых и производственных площадей, как сейчас», — добавляет Алексей Красноштанов.

Кроме того, по его мнению, сложившаяся ситуация привела к тому, что люди не верят власти, не верят в стабильность в будущем. «Сегодня ставки по ипотечным кредитам меньше, чем год назад, но активизации спроса не заметно. Правильно говорил в свое время Егор Гайдар, что экономика — это на 90% психология человека. Если люди не верят власти, то они не покупают квартиры, не вкладывают их куда-то, а держат в кубышках, несут в пирамиды или сомнительные банки, — полагает депутат ЗС. — Раз у нас все зависит от системы, значит, ее необходимо менять, перестраивать для получения эффективности. Если сегодня в список критериев для оценки работы губернатора со стороны президента и российского правительства добавить такой параметр, как ввод в эксплуатацию жилья, то уже завтра, уверяю вас, в Иркутске будут выделены земельные участки, заработают программы стимуляции спроса и произойдет строительный бум. Пока такого критерия оценки нет, думаю, все будет по-старому».

Советник генерального директора ОАО ФСК «Новый город» Андрей Южаков также отмечает низкую активность региональных властей в вопросах развития строительного комплекса. «Наша компания недавно присутствовала на третьем всероссийском совещании по развитию жилищного строительства. Иркутская область на этом мероприятии не была представлена отраслевыми чиновниками. Кроме того, наш регион оказался единственным, в котором по итогам прошлого года зафиксировано падение объемов жилищного строительства, — подчеркивает он. — На совещании было отмечено, что во многих регионах строительные компании даже не задумываются о вопросах поиска земельных участков, подведения к ним инфраструктуры, этим озабочены местные власти. В итоге все это положительно влияет на цену жилья. На этом фоне падение объемов ввода жилья в Иркутской области и высокие цены за квадратный метр выглядят логичным явлением».

По словам Андрея Южакова, ФСК «Новый город» в сложившихся условиях вынуждена сокращать производственную программу. Вместе с тем предприятие продолжает работу по повышению эффективности — для этого планируется ввести в эксплуатацию собственный домостроительный комбинат, который позволит снизить стоимость строительства жилья, а значит привлечь дополнительных покупателей даже в условиях падения спроса. Однако вопрос пока упирается в отсутствие продуктивного диалога с властью», — замечает он.

«Действительно, в такой серьезной отрасли, как строительство, очень многое зависит от действий местных властей. Накопившиеся проблемы одним выделением земельных участков не решить, к вопросу нужно подходить комплексно, по-хозяйски, заниматься восстановлением всей строительной цепочки — от производства стройматериалов, до возрождения системы подготовки кадров на региональном уровне», — считает Сергей Левченко.

Запрос на более плодотворное сотрудничество с представителями органов власти существует даже в такой относительно благополучной в кризис отрасли, как телеком. Заместитель директора Иркутского регионального отделения Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Евгений Малюшкин отмечает, что помощь со стороны властей необходима для упрощения бюрократических процедур по землеотводам, по размещению оборудования на зданиях, по созданию прозрачной оценки начисления арендной платы и тому подобное. Все эти вопросы тормозят развитие оператора связи, особенно в небольших населенных пунктах, где появление мобильной связи несет важную социальную функцию.

Что же касается существующих перспектив для телекоммуникационного бизнеса в сложившихся условиях, то Евгений Малюшкин оценивает их как неплохие. «В последние два-три месяца видим некоторое экономическое потепление, все меньше поступает предложений по поводу экономии на услугах связи, стабильно растет спрос на услуги по передаче данных, развивается сотрудничество с малым и средним бизнесом, — перечисляет он. — Различные участники экономической деятельности сегодня оценили эффективные преимущества, появляющиеся при пользовании современными услугами связи. Несколько лет назад мы сделали ставку на развитие сетей четвертого поколения, сегодня мы имеем технологическое преимущество в этом направлении, что и позволяет нам делать компаниям и предприятиям предложения, позволяющие им развиваться, быть более конкурентоспособными. У нас действует ряд программ, связанных и с контролем расходования ГСМ, с дополнительной охраной предприятия, интересная программа «Мобильные сотрудники», позволяющая отслеживать работу ответственных специалистов, и многое другое. В общем, ориентированность на повышение эффективности наших клиентов находит спрос, особенно в условиях кризиса».

Реформа подхода к экономике

Рассуждая о путях преодоления последствий экономического кризиса, участники экспертного совета сходятся во мнении, что необходимо менять подход к развитию экономики в целом. И, несмотря на то, что это вопрос федерального уровня, подавать определенные примеры вполне реально и на уровне местном.

«Сегодня в оценке нынешнего экономического состояния и дальнейших перспектив существует модный термин «турбулентность». Это слово навевает определенную безысходность, описывает что-то от нас не зависящее. Мы все летаем в самолетах и послушно пристегиваем ремни, как только воздушное судно попадает в такую зону. Однако в процессе управления экономикой гораздо лучше думать о том, как не влетать в зоны турбулентности, чем о том, как пристегнуть ремни и продержаться. Предпринимать какие-то действия, делать выводы после того, как что-то случилось, — неправильно, — считает Сергей Левченко. — Пока же у нас масса примеров, когда мы сами создаем зоны турбулентности, а потом мужественно решаем возникающие сложности. Так, в свое время были поставлены задачи перед правительством по повышению в стране уровня рождаемости, появился материнский капитал и другие программы. А потом вдруг возникли проблемы с нехваткой детских садов, которые на местах никто не решал, пока не пришла команда сверху. Теперь, очевидно, надо ждать проблем с дефицитом мест в школах. Уверен, что в большей части субъектов федерации, хотя и догадываются о предстоящих сложностях, но ничего не делают, ожидая команды. Хотя вопрос уже озвучивается в экспертном сообществе, о нем говорят органы статистики, но инициатива с мест почему-то не появляется».

Аналогичные процессы, по мнению Сергея Левченко, происходят и в экономике. «Мы уже ровно год живем в условиях санкций, причем перспектива развития ситуации, к сожалению, свидетельствует о том, что в более выигрышном положении пока оказываются те страны, которые против нас санкции ввели. Сейчас мы тушим пожар, предпринимаем срочные меры по импортозамещению, хотя это просто поиск импортеров нужных товаров в других странах. За этот год же не было принято принципиальных решений по созданию новых мощностей в промышленности, способных заменить импорт. Сегодня вся страна держится на добывающей отрасли, которая зависит от поставок импортного оборудования — по технике на 70%, по точной электронике и программному обеспечению на 97%. Иркутская область — одна из немногих в России, кто в значительной степени зависит от добывающей промышленности. Понимая это, можно было ослабить зависимость, своевременно наращивая долю перерабатывающих производств, но этого сделано не было. Сегодня потеряно понимание того, что необходимо все заранее просчитывать и планировать, мы живем только одним днем и реагируем только на сегодняшние события. Так невозможно добиться никакой эффективности и стабильности развития».

В свою очередь Алексей Москаленко отмечает, что в существующих обстоятельствах параллельно с запуском крупных экономических инициатив, реформой сложившейся системы, наиболее логичным будет сделать ставку на развитие малого и среднего бизнеса. Это позволит получить результат в относительно короткие сроки, а в будущем сделает экономику более устойчивой. «Я на 100% уверен, что структуру экономики нужно менять. Во всех развитых странах доля малого бизнеса в экономике достигает 70%. У нас, с доминированием добывающей промышленности, пока ничего подобного не наблюдается. Между тем малый бизнес возьмет на себя важную нагрузку обеспечения рабочими местами. Для его процветания необходима политическая воля для принятия кардинальных мер по снижению налоговой нагрузки. Как минимум налоги сегодня можно снизить тем, кто намерен направлять средства в развитие и модернизацию своих предприятий».

Сергей Маяренков также поддерживает идею снижения роли добывающей промышленности и увеличения числа обрабатывающих, высокотехнологичных производств, в том числе за счет малых и средних предприятий. «В Иркутской области пока очень короткая цепочка добавленной стоимости. С нашим сырьевым потенциалом просто необходимо налаживать переработку. Примером может послужить Татарстан, который за несколько лет кратно нарастил долю обрабатывающих производств. С рынками сбыта у Приангарья проблем возникнуть не должно. Даже если провести самое простое исследование — сколько живет людей в радиусе 1 тыс. км от Иркутска, то получится около 36 млн человек, в радиусе 2 тыс. км — уже 500 млн человек. Задача местных органов власти — создать и поддержать логистические схемы доставки товаров до ближайших сухопутной и морской точек входа в Азию. Повестка того, что можно сделать на сегодня, огромна, надеюсь, что это будет поддержано».