«Время объединять ресурсы территорий»

В России завершается очередная парламентская сессия. В конце июля депутаты Государственной думы уйдут в отпуск до осени. Пока же работа парламентариев еще в разгаре, мы расспросили депутата Государственной думы от Иркутской области Сергея Тена о последних новациях в законотворческой деятельности.

— Сергей Юрьевич, как и в предыдущем созыве Государственной думы, вы входите в комитет по транспорту и строительству, который курирует в том числе дорожные вопросы. Назовите наиболее важные проблемы, решаемые сегодня в этой сфере в России.

— Из последних решаемых на законодательном уровне дорожных вопросов — регламентация деятельности региональных и муниципальных дорожных фондов. В апреле в третьем чтении были приняты поправки к Бюджетному кодексу РФ, которые касаются формирования региональных дорожных фондов. Сегодня это происходит за счет акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. В новом законе этот список дополнится доходами от штрафов, которые выносит ГИБДД.

Поясню, что сегодня штрафы за нарушение правил дорожного движения, в соответствии с бюджетным кодексом (п. 6.2 статьи 46 БК РФ), и так попадают в региональный бюджет, но не «окрашиваются» и тратятся на различные цели, с дорогами не связанные. Ежегодная сумма поступлений в фонды после принятия закона оценивается минтрансом в сумму 60 млрд рублей дополнительных доходов. Поправки вступят в силу 1 января 2019 года.

Второй законопроект, который был принят в первом чтении также на апрельской сессии, — «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Он устанавливает возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в области дорожной деятельности.

Принятие законопроекта позволит перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности в целях повышения их эффективности.

Приходит понимание, что необходимо комплексное развитие транспортной инфраструктуры, внедрение проектного подхода. Как пример — приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Выстроена вертикальная схема контроля. Начиная от федерального к муниципальному уровню, заканчивая общественным контролем. При этом в первую очередь встает вопрос скоординированной работы города, района, субъекта для достижения максимального результата. И самое главное, что предложение по изменению законодательства инициировано именно регионами. Время, когда каждый муниципалитет оставался один на один с собственными проблемами, заканчивается. Необходим синергетический эффект.

— Вы отметили проект «Безопасные и качественные дороги». Говорит ли внимание, которое сегодня уделяется ему со стороны федерации, о новых приоритетах в дорожной отрасли? О том, что теперь важно не только строить и ремонтировать дороги, но и делать трассы прежде всего безопасными?

— Безусловно. Но об этом свидетельствует не только этот проект, а вся политика, проводимая в дорожной сфере.

Если говорить именно о БКД, то в 2018 году нам удалось увеличить финансирование этого проекта. К примеру, если в 2017 году Иркутская область получила 625 млн рублей, то в 2018-м — уже 730 млн рублей. При этом в проекте предусмотрено направлять средства не только на ремонт дорог, но и на предотвращение дорожно-транспортных происшествий: строительство развязок, установку разделительных ограждений, дополнительных светофоров или «лежачих полицейских» — то есть всего того, что должно повысить безопасность дорожного движения.

То есть впервые средства в регионы поступали с четко поставленными приоритетами и задачами: повышение нормативного состояния дорог агломераций, а также сокращение числа мест концентрации ДТП.

Несомненным плюсом проекта является его обоюдная заинтересованность: софинансирование со стороны региона заставляет последний отслеживать эффективность. Плюс проектный офис Минтранса РФ спрашивает не только за конечный результат: выполнил программу — получаешь гарантированные средства на следующий год. Контролируется прохождение контрольных точек каждым регионом. Есть возможность планировать свои проекты и расходы.

— В 2017 году вы возглавили ассоциацию «Цифровая эра транспорта». Какие перспективы вы видите за этим направлением развития дорожной отрасли России?

— Результат от внедрения цифровых технологий на транспорте дает мультипликативный эффект. Возможности внедрения ИТС практически безграничны, но при этом сегодня каждый регион находится на разных этапах этого пути. Именно поэтому одним из основных направлений в деятельности ассоциации является работа с регионами, направленная на повышение безопасности дорожного движения и качества транспортных услуг. Сейчас при отсутствии целевой программы в сфере цифровых технологий на транспорте мы опираемся на приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», Стратегию безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, программу «Цифровая экономика» (которую необходимо наполнять нашими с вами задачами).

Наше желание — сделать так, чтобы субъекты осознали, что им дает цифровизация транспорта. Мы пытаемся объяснить, что для городов — это снижение затрат, повышение эффективности транспортной инфраструктуры, которая влияет на все секторы экономики муниципальных образований и субъекта в целом.

Если говорить о плюсах внедрения ИТС на транспорте, уже сегодня отдача от вложенных средств повышается в 3,5 раза, начиная со второго года внедрения практически на всех уровнях, от федерального до регионального; с третьего года реализации увеличивается возможность привлечения инвестиционного финансирования и его объемы. Все это в конечном счете сказывается на социально-экономическом развитии региона — за счет повышения мобильности граждан, повышения грузооборота, развития инфокоммуникационной оснащенности региона (в том числе в удаленных зонах), развития новых форм бизнеса и занятости населения.

— Сергей Юрьевич, исполнился год, как в новом созыве Госдумы была воссоздана межфракционная группа «Байкал», которую вы возглавляете. Расскажите, какие вопросы решались в этот период и насколько успешно.

— Если характеризовать в целом, то за это время МРГ «Байкал» вновь стала полноправным участником всех процессов, касающихся Байкальского региона. Совместно с двумя комитетами ГД РФ: по экологии и охране окружающей среды и по природным ресурсам, собственности земельных отношений — мы держим на особом контроле исполнение поручений президента РФ по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, принимаем активное участие в обсуждении параметров ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Ни один законопроект по БПТ не принимается комитетами к рассмотрению без резолюции группы. Для нас главное — добиться высокой степени экологической защищенности озера Байкал и Байкальской природной территории, а также решить социально-экономические проблемы Байкальского региона на основе комплексного подхода и согласованной работы Правительства РФ, Государственной думы РФ, органов власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Наша общая задача — возвращение Байкальского региона в федеральную повестку.

Если перейти к более частным вопросам, то, конечно, это работа над законопроектами по экологической экспертизе. Достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы с министерством природных ресурсов.

Все это делается для того, чтобы до внесения законопроекта в Государственную думу РФ были сняты все разногласия по законопроекту.

Также важна тема перевода земель из одного вида пользования в другой в Центральной экологической зоне. Если собственник захочет перевести жилье в разряд коммерческой недвижимости, то ему не помешает экологическое законодательство, поскольку перевод земель из одного вида пользования в другой осуществляется органами местного самоуправления без согласования с природоохранными ведомствами. Этот пробел в законодательстве на охраняемых территориях необходимо исключить.

В перспективе необходим целый комплекс мер, направленных на защиту Байкала. При этом подход не должен быть формальным. Следует прорабатывать вопрос создания людям, живущим в границах ЦЭЗ, комфортных условий для жизни. И есть твердое убеждение, что необходимо объединять ресурсы, территории в один проектный офис.

Евгения Колягина