Возвращение Зилова

Александр Прошкин снял новую версию «Утиной охоты»
Нового фильма Александра Прошкина «Райские кущи» в Иркутске ждали особо. Признанный мастер экранизации русской классики взялся за самую сложную и неоднозначную пьесу Александра Вампилова «Утиная охота», причем перенес ее действие в современные реалии, открыто говоря о том, что снял кино о сегодняшнем обществе победившего конформизма. Типичным представителем этой среды, в которой отсутствуют понятия чести и совести, по мнению режиссера, является вампиловский герой Виктор Зилов, созданный драматургом в 1970 году. В картине у Прошкина его сыграл Евгений Цыганов.

По слухам, Александр Прошкин, приезжавший в Иркутск месяц назад, летел сюда с опаской. Порцию критики за переписанную «Утиную охоту» он уже получил в Москве, общаясь с наследниками Александра Вампилова, которые попросили убрать имя драматурга из титров его фильма «Райские кущи». На родине драматурга тоже хватает ревнителей его творчества, которые могут воспринять вольное обращение с первоисточником весьма болезненно. Впрочем, в ноябре в рамках фестиваля «Сталкер» Александр Прошкин показывал совсем другую свою картину, и встреча со зрителями прошла в дружественной атмосфере. «Страна у нас консервативная, и что ни сделаешь, все начинают на тебя набрасываться — как посмел?! — тем не менее чуть ли не оправдывался режиссер в интервью АН. — Но ремейк — совершенно нормальная практика во всем мире». Не видев фильма, в тот момент было сложно представить, что же такого натворил Александр Прошкин вместе со сценаристом Александром Родионовым. Теперь же, когда фильм вышел в прокат, все прояснилось.

В любом случае надо признать определенную режиссерскую отвагу — снять кино, которое неизбежно будут сравнивать, во-первых, с первоисточником, а во-вторых, с уже существующей и по-своему замечательной экранизацией «Утиной охоты» Виталия Мельникова с Олегом Далем, снятой в 1979 году, но вышедшей на экраны лишь в 1987-м. В советские годы, понятное дело, были свои, цензурные причины держать фильм на полке восемь лет, и в этом смысле этот факт лишний раз иллюстрирует, насколько тернистым был путь драматурга к своим зрителям.

an48746-05

Безусловно, Вампилов во многом опередил свое время (с этим согласятся все исследователи его творчества), но, с другой стороны, он создал пьесы, которые не теряют своей актуальности по сию пору (и об этом говорят репертуары множества театров по всей стране, в которых имя драматурга присутствует постоянно). Об этом говорил и Александр Прошкин в беседе с нашей газетой: «Вампилов сумел оставить в искусстве свою собственную интонацию. Но фактура «Утиной охоты» осталась в прошлом.

Многие реалии сегодня узнаются, но время ушло, мы переменились, поэтому мне хотелось сделать такой фильм-диалог: чтобы наше время вступило в диалог с советской эпохой, новое поколение актеров — с актерами фильма Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре». А тема Вампилова и его интонация вечны, и я совершенно убежден, что пройдет еще 10 лет, и возникнут новые вариации на темы Вампилова. Но в искусстве очень важна интонация сегодняшнего дня, чтобы понять, чем мы живем».

Конечно, снимать о сегодняшнем времени, искусственно воспроизводя реалии брежневского застоя, в котором разворачивается действие «Утиной охоты», было неправильно, да, пожалуй, и невозможно. Поэтому решение режиссера осовременить первоисточник в принципе понятно. Но по-своему правы и те, кто говорит о том, что сценарий «Райских кущей» ничего общего с оригинальной пьесой не имеет, кроме имен персонажей и основной сюжетной канвы.

Так, например,

место работы Зилова (у Вампилова это Центральное бюро технической информации) в фильме Александра Прошкина превратилось в некий информационный интернет-портал, подписавший договор на положительное освещение деятельности крупного застройщика,

против которого чуть ли не с ежедневной регулярностью некие активисты проводят какие-то балаганные митинги.

Строительная фирма успела выстроить элитный жилой микрорайон «Кущи», в котором почему-то пока никто не живет. Но именно здесь (не совсем понятно, за какие заслуги) Зилову при содействии нового директора по льготной цене досталась квартира. Сюда он переезжает полный надежд начать новую жизнь со своей женой Галиной (эту роль в фильме играет замечательная Чулпан Хаматова), но вскоре всем становится ясно, что он перемены места внутренние проблемы никуда не исчезнут.

Перенеся действие фильма в современные российские реалии, авторы вынуждены были переписать под них и диалоги, где-то создавая некий словесный фон для влияющих на развитие сюжета реплик, а где-то просто притягивая их за уши. По этой же причине пришлось переписать некоторые сцены, из-за чего часть диалогов происходит в совершенно других обстоятельствах. Для любителей оригинальной пьесы стоит сразу сказать, что собственно вампиловский текст присутствует в фильме лишь отчасти, но для тех, кто не читал первоисточник, возможно, это не станет большой проблемой. Резюмируя вышесказанное, стоит подчеркнуть, что, несмотря на общую фабулу, сюжет «Райских кущей» все-таки сильно отличается от «Утиной охоты». Вплоть до финала, который взял на себя смелость изменить режиссер.

Можно допустить, что вышеперечисленные претензии — лишь придирки. В конечном счете место работы героев, способ их передвижения по городу, средства связи и мебель — это лишь внешние обстоятельства, на фоне которых разворачивается действие.

Но важнее даже и не оно — думается, что главным в пьесе «Утиная охота» является личность Виктора Зилова, героя для своего времени очень показательного. Через него Вампилов, конечно, сводил счеты с эпохой, в которой ему довелось жить и работать (и здесь стоит напомнить, что его эпоха при жизни не поняла и не приняла). Зилов у него — человек, целиком и полностью разочаровавшийся в лживой советской действительности, вполне сознательно отвечающий ей своим аморальным поведением. Он вовсе не худший представитель общества — он его продукт, причем вполне типичный.

И в то же время Зилов Вампилова вписывается в общерусскую литературную традицию «лишних людей», где встает в один ряд с Онегиным, Печориным, отчасти с Обломовым. В российском кино у Зилова тоже есть «братья»: Макаров из «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна, Бузыкин из «Осеннего марафона» Георгия Данелии, Служкин из «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Все они, несмотря на различные внешние обстоятельства жизни, как будто оказались в своем времени случайно, чувствуют себя не в своей тарелке, из-за чего становятся озлобленными и приносят несчастья окружающим. Но при этом не стоит забывать, что само время породило их.

В этом смысле Зилов Александра Прошкина в свое время, без сомнения, попадает. И, безусловно, режиссер сделал правильный выбор, позвав на эту роль Евгения Цыганова. Он, конечно, играет совсем другого Зилова, не такого, как играл его Олег Даль. Но эти уставшие, полные безразличия и холодной злобы затравленные глаза говорят о сегодняшнем Зилове больше, чем все переписанные на новый лад реплики. С одной стороны, он плывет по течению, потому что так делают все, даже те, кто прикидывается порядочным, но, с другой стороны, он никого не обманывает, когда посылает всех к черту. Его утиная охота — это способ сбежать от бесконечных обязательств, проблем и окружающей лжи, чтобы остаться наконец наедине с собой и попытаться понять, кто он и что вообще происходит вокруг.

Тимофей Сундуков