Возвращение традиций

В Иркутске вновь снимают киножурнал
Возрожденная Восточно-Сибирская студия кинохроники вновь снимает киножурнал о жизни Приангарья. Лучшие выпуски по доброй традиции, как когда-то много лет назад, можно будет увидеть в зале кинотеатра. Презентация проекта состоится в следующем году, а к настоящему моменту снято уже семь десятиминутных мини-фильмов, которые показывают события в жизни города языком документального кино. О возрожденном киножурнале «Восточная Сибирь» рассказывает главный режиссер студии Анастасия Зверькова, в свои молодые годы успевшая как создатель документальных фильмов получить несколько профессиональных наград.

— Анастасия, расскажите, пожалуйста, по какой причине Восточно-Сибирская студия кинохроники решила возродить старую традицию и начала вновь снимать киножурнал?

— Работа над киножурналом «Восточная Сибирь» связана с возрождением в 2015 году Восточно-Сибирской студии кинохроники: с приходом новых специалистов, победами на кинофестивалях, а также появлением у кинохроники нового канала с всероссийской лицензией «Тивиси», который в настоящее время вещает в Якутске, Иркутске и Улан-Удэ. Сейчас фильмы и киножурналы с уникальной хроникой (а это более тысячи часов документальных фильмов и киножурналов) транслируются в эфире телеканала «АИСТ», что позволяет зрителям окунуться в атмосферу прошлых лет. Интерес к этому «ностальгическому» материалу у зрителей огромный. Мониторинг показывает, что онлайн версию канала смотрят не только в России, но в Германии, США, Украине. Мы уже привыкли к тому, что об Иркутске обычно говорится только в историческом контексте, однако история пишется прямо сейчас. Поэтому руководством студии было принято решение пополнять архивные кадры кинохроники материалами нашего времени. Уже снято семь десятиминутных сюжетов.

Кто есть кто
Анастасия Зверькова

Родилась и живет в Иркутске. Выпускница факультета журналистики БГУЭП. Изучала режиссуру игрового и неигрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Москва). Дипломный фильм «Земляк» (об уроженце Мали Франсуа Дембеле, живущем в Иркутске, ведущем прогноза погоды, шоумене и водителе трамвая) удостоился призов на различных фестивалях и стал участником программы «Новое русское кино» на 38-м Московском международном кинофестивале. Вторая режиссерская работа — лирическая киноповесть «Шэнэхэнская царица» о популярной бурятской этнопевице Бадма-Ханде Аюшеевой — получила специальный приз жюри «Серебряные снежные очки» «За новый взгляд на тему национальных традиций» и стала «Лучшим документальным фильмом» на II Байкальском региональном кинофестивале в Иркутске.

— Какие события в них отражены?

— Изначально киножурнал «Восточная Сибирь» задумывался как подарок к 355-летнему юбилею города, который Иркутск отметил летом. Нам хотелось рассказать о том, чем живет город в 2016 году, но не посредством видеонарезки, как это делается на телевидении, а именно киноязыком: мы подолгу наблюдали за героями, выходили на улицу и становились частью городской среды — настолько, что переставали обращать на себя внимание. Темы искали везде. Например, один из самых важных выпусков получился из объемного интервью с почетным жителем города Иркутска, автором книги «Записки иркутянина» Борисом Демьяновичем, которому в этом году исполнилось 100 лет. Киножурнал начинается с интерьерной зарисовки его комнаты, в которой висит фотография с видом на Казанский кафедральный собор. И на этом изображении звучит его очень простая, но для сегодняшнего зрителя почти невообразимая реплика: «Я помню, как мы бывали в этом храме с отцом».

Другим источником для наших сюжетов становились газетные заметки или статьи, но мы всегда пытались подойти к общедоступной информации по-своему. Например, в новостях писали о том, что в Иркутск из Москвы в качестве подарка к 355-летию привезли трамваи. Мы сняли эту тему, но немного иначе: не только выход трамваев на линию, но и то, как в ночной Иркутск, пока все спят и движение на улицах замерло, на автотралах ввозят запыленные от долгой дороги трамваи. Из подобных тем — снос аварийного здания школы №19 в Академгородке. Оказалось, что две девушки из Сибирского проектного института, которые работают над новым зданием школы, — ее выпускницы. Это обстоятельство придало более яркую эмоциональную краску сюжету.

В киножурнал вошли описания таких событий в городе, как празднование масленицы, акция «Бессмертный полк», астрономическое наблюдение транзита Меркурия через Солнце, работа диспетчерской службы охраны лесов, карнавал в честь 355-летия, работа искусствоведов Иркутского областного художественного музея над выставкой Аллы Цибиковой.

— Над каким выпуском работать было интереснее всего?

— Сложно отдать предпочтение какой-то определенной теме. Но один киножурнал выделяется из-за своего, можно сказать, детективного сюжета. Иркутянка Елена Ершова десятки лет хранит у себя дома автопортрет японского военнопленного. Рисунок перешел ей в наследство от бабушки Клавдии, которая, поступив на работу в ленинградский госпиталь медсестрой, познакомилась в больничной палате с японцем Ханавой. В знак дружбы он подарил ей несколько своих рисунков. И вот, перед смертью она попросила внучку отыскать родственников этого человека, узнать, как сложилась его судьба и передать рисунок его японской семье — если он жив, то в качестве воспоминания, если мертв — как последнюю весточку от него. Мы решили снять об этой истории киножурнал, и, когда обратились к историкам, они развели руками: «В Ленинграде никогда не было лагерей для японских военнопленных! Как он там очутился? И почему советские власти организовали за ним особый уход?». Конечно, мы не ставили задачу ответить на все вопросы в границах десятиминутного киножурнала, а ограничились тем, что заявили эту тему и показали начало расследования, в котором принимают участие профессиональные иркутские криминалисты. Они исследовали ветхий рисунок и при помощи инфракрасного света выявили малозаметные карандашные штрихи. Таким образом удалось разглядеть офицерские знаки отличия на мундире Ханавы, восстановить черты его лица. Теперь мы хотим продолжить расследование, но уже в большом документальном фильме.

Антон Кокин

В контексте

ОАО «Восточно-Сибирская студия кинохроники» имеет 86-летнию историю, созданную трудом нескольких поколений профессиональных кинодокументалистов. Первый выпуск киножурнала «Восточная Сибирь» датируется 1932 годом. Он рассказывал об иркутских новостройках. С 1949 года филиалы Восточно-Сибирской студии кинохроники открываются в Красноярске, Якутске, Улан-Удэ, Кызыле. Киножурнал «Восточная Сибирь» объединил весь восточносибирский регион. Все сколько-нибудь заметные события в его жизни находили отражение в выпусках, которые показывали в кинотеатрах перед сеансами. В лучшие годы студия производила около 30 документальных фильмов и 48 выпусков киножурнала в год. Восточно-Сибирская студия кинохроники всегда занимала очень достойное место на кинофестивалях Советского Союза, позднее Российской Федерации, а также Узбекистана, Латвии, Таджикистана, Украины, Польши, Германии, Чехословакии, Франции, Италии. В 90-х годах киножурналы выходили с полугодовыми перерывами. Последний выпуск был показан в 2009 году.