Возвращение на родину

Иркутский дом кино в ближайшее время обещает поставить в свой репертуар ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Договоренность с автором уже достигнута, а затраты на реализацию программы взяла на себя компания «Рос­атом», реализующая в России большой проект под названием «Территория культуры Росатома». Корпорация таким образом решила поздравить режиссера с 60-летним юбилеем и даже привезла его в Иркутск — на историческую родину.
Кинорежиссер Александр Сокуров еще раз с удовольствием побывал на родине. Фото Евгения Козырева

Кинорежиссер Александр Сокуров еще раз с удовольствием побывал на родине. Фото Евгения Козырева

Творческая встреча с режиссером не могла пройти без просмотра фильма. С собой Александр Сокуров привез один из своих недавних художественных фильмов — «Александра». «Нам не удалось пробиться в широкий прокат с этой картиной, как и со многими другими фильмами, которые делал не только я, но и мои коллеги. Киносеть уже давно продана нескольким американским компаниям, поэтому подобный просмотр на большом экране сегодня редкая возможность», — посетовал режиссер перед просмотром. Непростые отношения кинематографиста с официальными государственными структурами преследуют его на протяжении всей карьеры.

Даже самая первая его художественная картина «Одинокий голос человека», снятая в рамках учебы во ВГИКе, не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы, хотя позже была удостоена нескольких международных наград. Позднее фильмы, созданные в Ленинграде, неизменно вызывали у партийного руководства города и Госкино негативную реакцию, и вплоть до Перестройки ни одна из его картин не была допущена цензурой до широкого проката. Позже эти же фильмы представляли Россию на различных международных кинофестивалях. В 1995 году, по решению Европейской киноакадемии, имя Александра Сокурова внесено в список ста лучших режиссеров мира.

Фильм «Александра» снят Александром Сокуровым в 2007 году. Сценарий режиссер написал сам и создавал его специально для народной артистки РФ, всемирно известной оперной певицы Галины Вишневской. Она сыграла в картине главную роль. По сюжету пожилая женщина приезжает проведать своего внука в действующую армию, которая базируется недалеко от Грозного. Женщина по имени Александра отправляется в город и заводит знакомство со своей ровесницей-чеченкой, вынужденной торговать на рынке, чтобы выжить. Старушкам есть о чем поговорить, они не испытывают друг к другу ни ненависти, ни вражды.

После просмотра фильма «Александра» состоялась весьма продолжительная и содержательная беседа со зрителями. Но прежде принимающая сторона сочла своим долгом преподнести дорогому гостю необычный подарок. Известно, что Александр Сокуров родился в деревне Подорвиха Иркутской области, давно затопленной в связи со строительством Иркутской ГЭС. Правда, жизнь его практически не была связана с Иркутском. Поскольку отец будущего режиссера был военным, семья постоянно переезжала с места на место, так что Александр Сокуров пошел в школу в Польше, а выпускался уже в Туркмении. Тем не менее иркутские поклонники творчества кинорежиссера сумели найти книгу гражданских актов ЗАГСа, где зафиксировано его рождение в Подорвихе. Член Союза кинематографистов Владимир Березин, выступивший ведущим вечера, с горящими глазами подарил несколько озадаченному Сокурову увеличенную копию этого документа в раме, а кроме этого, целую подшивку газетных публикаций о творчестве режиссера.

Когда все дары были вручены, состоялась беседа. «Это важная для нашей съемочной группы картина, потому что мы работали с великой женщиной, великим гражданином, великой актрисой, — сказал режиссер. — Это первая в ее жизни большая драматическая роль в кино. Более того, мы первыми сняли кино на тему войны на Кавказе непосредственно в местах событий, до этого фильмы подобного содержания снимались в более спокойных регионах».

Как рассказал Александр Сокуров, условия безопасности в Грозном, где снималась «Александра», были крайне тяжелыми: Галину Вишневскую каждый день привозили к месту съемок в бронированном автомобиле. За сохранность актрисы и всей съемочной группы отвечало специальное подразделение ФСБ. «Каждый день в 4 часа утра на дороги, где должна была ехать съемочная группа, выезжали бойцы, чтобы разминировать обочины. Пока Галину Вишневскую везли на съемочную площадку, ее несколько раз пересаживали в разные машины, менялись номера и схемы передвижения. Имя ее не афишировалось», — рассказал режиссер.

Несмотря на то, что в самом фильме нет ни одного выстрела, и вообще это кино в целом не о войне, а об отношениях между людьми разных поколений и национальностей, которые говорят на одном языке и понимают друг друга, у самого режиссера есть четкая позиция о ситуации на Кавказе.

«Когда война в Чечне только назревала, я был рядом с Ельциным и уговаривал его не начинать военных действий. Я убежден, что лучше медленные, мучительные переговоры, чем любая война. Потому что всякая война — это потеря политической инициативы. Но военные действия начались, и в них было допущено много ошибок, — сказал Александр Сокуров. — Однако и сейчас Россия ведет себя по отношению к Чечне неправильно. До сих пор не выработано четких оценок случившегося: если это был мятеж, то нужно было действовать одним способом, если национальная война, то совершенно другим, если борьба за независимость, то третьим. По этому вопросу нет четкого политического решения, а те многомиллионные транши, которые сегодня поступают в Чечню, это просто нежелание дать оценку произошедшему».

Согласно планам Дома кино, в рамках ретроспективы фильмов Александра Сокурова иркутские зрители смогут увидеть документальные и художественные фильмы режиссера: «Духовные голоса», «Повинность», «Элегия жизни», «Русский ковчег», «Мать и сын», «Отец и сын».

Премьера последнего фильма Александра Сокурова «Фауст», завершающего тетралогию о сильных мира сего (в нее входят картины «Молох» — о Гитлере, «Телец» — о Ленине и «Солнце» — о Хирохито), состоится в начале сентября в рамках 68-го Венецианского кинофестиваля.