Возвращение мима

На минувшей неделе в Музейной студии Иркутского краеведческого музея открылась выставка «Поэт тишины», посвященная жизни и творчеству легендарного артиста пантомимы Марселя Марсо. Факт выглядел бы совсем уж странным — почему в далеком сибирском городе празднуется юбилей французского мима (22 марта ему исполнилось бы 90 лет), если бы организатором мероприятия не был Валерий Шевченко — личность для иркутской театральной жизни насколько же значимая, как и Марсель Марсо для искусства Франции.

При благоприятных обстоятельствах режиссер Валерий Шевченко обещает вновь сделать Иркутск столицей российской пантомимы. Фото Алексея Головщикова

Руководивший в Иркутске 80-90-х годов чуть ли единственным профессиональным театром пантомимы на всю страну актер и режиссер Валерий Шевченко вывел это бессловесное искусство на мировой уровень — артистам его театра рукоплескали в Москве, Петербурге, во Франции, Бельгии и других странах Европы. Продолжением популяризации пантомимы в Иркутске стал международный фестиваль «Мимолет», проводившийся в Приангарье с 1997 по 2002 год и представлявший публике лучших артистов пантомимы со всего мира. В 2002 году городские власти не дали возможности существовать театру Валерия Шевченко, и он вынужден был с семьей покинуть Иркутск. Впрочем, обида на градоначальников не перекрыла любовь к малой родине — режиссер ставил спектакли в Братске по приглашению местных театров и вел переговоры с региональными властями о том, чтобы вернуть пантомиму в Иркутск.

Наконец договоренность была достигнута с нынешним министром культуры и архивов региона Виталием Барышниковым, который разумно полагает, что нужно возвращать в Приангарье выросшие здесь таланты. Первым проектом такого сотрудничества как раз стала выставка, посвященная Марселю Марсо.

Имя французского мима, без сомнения, является важнейшим в истории развития пантомимы всего мира. «Сегодня более 65 стран мира, в которых побывал за свою творческую жизнь Марсель Марсо, отмечают разными мероприятиями его юбилей. Впервые великий мим оказался в Советском союзе с гастролями в 1961 году, и с тех пор приезжал ежегодно более 10 лет. На его представления было невозможно попасть — билеты раскупались моментально. Именно в это время в СССР появилось множество студий пантомимы», — говорит куратор экспозиции «Поэт тишины», театровед Юлия Кунина из Новосибирска, защитившая диплом по истории фестиваля «Мимолет».

На выставке использованы материалы из учебно-методического пособия по пантомиме профессора Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, кандидата искусствоведения Елены Марковой, которая любезно предоставила свою коллекцию фотографий и сведений о жизни Марселя Марсо для экспонирования в Иркутске. «Такой уникальной коллекции документов, фактов, фотографий, пожалуй, нет ни у кого в мире, — отметил Валерий Шевченко. — Елена Маркова всю жизнь посвятила пантомиме, выпустила несколько книг о Марсо, учебников и пособий».

Автором концепции и дизайна экспозиции выступил директор и главный художник петербургского театра «Лицедеи» Борис Петрушанский — художник-постановщик 60 фильмов, более 40 спектаклей, лауреат многих выставок карикатуры и графики. «Для меня эта выставка — своего рода дань уважения, потому что моя жизнь уже долгое время связана с пантомимой. Чем больше я погружался в материал, который должен был быть на выставке, я понимал, что в нем должно быть несколько разделов: театр, кино, жизнь, а также художническое творчество Марселя Марсо. Его графика и живопись — очень высокого уровня, он абсолютно самостоятельный автор, — комментирует он свою концепцию. — Тексты, которыми снабжены фотографии, несут не пояснительный характер, а скорее раскрывают философию самого Марселя Марсо».

На выставке не будет экскурсоводов, зато будут демонстрироваться видеоинтервью с различными деятелями театра и кино России и отрывки из спектаклей и выступлений самого Марселя Марсо. «Когда я брал эти интервью, для меня стало открытием, что практически все известные российские режиссеры прошли через искусство пантомимы», — рассказывает Валерий Шевченко. Стоит также отметить, что в одном из залов на выставке демонстрируется видеоверсия спектакля самого Валерия Шевченко «Женщина с витрины», записанная в Москве. Все это даст представление иркутской публике не только о том, что такое вообще искусство пантомимы, но и напомнит о том, какого уровня спектакли создавались в свое время в Иркутске.

«Я хочу, чтобы пантомима, которая здесь когда-то родилась и сделала Иркутск центром этого искусства в России, вновь вернулась на свою родину, — отметил Валерий Шевченко. — Поэтому открытие выставки Марселя Марсо — это часть большого проекта. Следующим этапом станет летняя школа пантомимы на Байкале, а последующим — возвращение международного фестиваля пантомимы «Мимолет» в Иркутск. Мы все для этого делаем, но самое важное, что это желание есть и у областного министерства культуры».

Выставка «Поэт тишины» будет работать в Музейной студии Иркутского краеведческого музея до 22 апреля, а затем отправится в крупные города Приангарья: Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск. По словам Валерия Шевченко, фестиваль пантомимы «Мимолет», возможно, пройдет в Иркутске уже в следующем году. Определенным залогом успешной реализации будущих проектов стало вручение в день открытия выставки министру культуры и архивов региона Виталию Барышникову золотой медали имени Марселя Марсо из рук Валерия Шевченко.

Антон Кокин