Возвращение «Марицы»

Иркутский музыкальный театр готовится к премьере. 1 марта на его сцене будет презентован новый спектакль — «Марица» Имре Кальмана. Одна из самых известных оперетт венгерского композитора — из той когорты классических постановок, которые всегда есть в репертуаре любого музыкального театра. Да и в Иркутске «Марицу» ставили уже не один раз. Однако красноярский режиссер Василий Вавилов, приглашенный руководством театра на постановку, предлагает свой вариант, он довольно прост — это будет история о людях.

Режиссер Василий Вавилов научит иркутских актеров любить. Фото Евгения Козырева

«Марица» ставилась на сцене Иркут­ского музыкального театра им. Загурского уже четыре раза. Последняя постановка была осуществлена в 1998 году, но вскоре сошла со сцены к досаде всех любителей музыкальных спектаклей. «Марица» как яркий образец классической оперетты входит в пул спектаклей, которые обязательно должны быть в репертуаре любого музыкального театра. Страстная, с цыганскими проблесками, музыка венгерского композитора Имре Кальмана любима всеми поклонниками жанра. Именно по этим причинам руководство музыкального театра опять обратилось к этому названию. На постановку приглашен друг театра, красноярский режиссер Василий Вавилов, обладатель высшей театральной награды «Золотая маска», равно хорошо себя чувствующий как в драматической, так и музыкальной постановке.

Начинавший как актер, Василий Вавилов много лет назад сам играл в «Марице» одну из главных ролей. Теперь он объясняет иркутским артистам, как надо себя вести, чтобы тебе поверил зритель. Судя по всему, режиссер стремится внести в свою постановку как можно больше непосредственно актерской, драматической игры. По его словам, он хочет соединить драматургию пьесы с драматургией музыки. «Мне бы хотелось сделать историю про людей, которая могла произойти. Красивую историю о любви. А для этого нужно сердце, нужно уметь любить, как в любом другом театре, — рассказывает Василий Вавилов. — Что касается историй про людей, они всегда интересны, потому что человек на пути своего развития другим не стал. Он такой же — также рождается, умирает, болеет, влюбляется, размножается… Просто раньше ходили по траве и ездили на лошадях, а сейчас ходят по асфальту и ездят на машинах».

Как и во многих опереточных сюжетах, в «Марице» рассказывается о молодой богатой вдове, которая, с одной стороны, не может отбиться от поклонников, позарившихся на ее богатство, а с другой — очень одинока и мечтает о большой и чистой любви. Конфликт строится на социальном неравенстве, который, по мнению режиссера, не был понятен публике социалистических времен, когда эта оперетта широко ставилась. «Раньше это воспринималось как нечто неизвестное, из прошлой жизни, это сейчас с приходом капитализма все изменилось, — комментирует Василий Вавилов. — Поэтому мы решили смысловой акцент немного сместить в сторону человеческих отношений, это лирическая история, забавная, с интригой. А темы поднимаются те же самые: порядочность, любовь, доверие, дружба, алчность».

Чтобы сосредоточить внимание зрителя на отношениях главных героев, декорации решено сделать не очень яркими и отвлекающими, по принципу условного театра. Таким образом, говорит постановщик, мы попробуем посмотреть на эту историю из сегодняшнего дня, из 2008 года, и основной акцент сместить на внутреннюю жизнь героев.

Что касается занятых в постановке артистов, то одни и те же роли в разных составах исполнять будут едва ли не противоположности. Например, роль Графини Марицы досталась одновременно заслуженной артистке России Любови Поляковой и молодой солистке Юлии Пихтиной. Мужские роли в разных составах сыграют Айдаров и Алешин, Яковлев и Варлашов, Хохолков и Дычинский. И как раз в таком распределении режиссер Вавилов видит особый смысл. «Актеры разные, непохожие, я это и использую, их индивидуальность. Я вообще не люблю амплуа, — комментирует режиссер-постановщик. — Потому что вот выходит актер на сцену, и мне все про него уже ясно, что он сделает, как он себя поведет. Мне интересно, когда он может меня удивить».

Благодаря такому решению, утверждает Василий Вавилов, в разных составах получится два разных спектакля. «Даже если поменяется героиня, будет два разных спектакля. В этом, наверное, и прелесть, в этом многообразии, и какой-то смысл», — говорит режиссер.

Антон Кокин