Возрождение иркутской иконописи

В начале прошлой недели Городской выставочный центр имени В.С. Рогаля превратился в настоящий храм. Все три этажа вполне светской галереи заполнили иконы, скульптуры, резные украшения иконостасов, элементы декоративного убранства храмов, а также фотостенды, посвященные храмовой росписи. Выставка «Под сводом храма», организованная благотворительным фондом «Наследие иркутских меценатов», стала еще одним шагом на пути восстановления Казанского кафедрального собора, входившего в число крупнейших культовых сооружений России и разрушенного в 1938 году.

Далеко не каждая экспозиция в Доме Рогаля собирает настолько много людей, что гардероб перестает принимать верхнюю одежду и ее приходится складывать прямо в одном из выставочных залов на банкетках. Фото Евгения Козырева

Далеко не каждая экспозиция в Доме Рогаля собирает на своем открытии настолько много людей, что гардероб перестает принимать верхнюю одежду и ее приходится складывать прямо в одном из выставочных залов на банкетках. Далеко не всегда встретишь здесь и священнослужителей, одетых в рясы, и уж точно никогда на открытии выставки не проводил в этих стенах молебен митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. По этим причинам посетить открытие первой в истории Иркутска экспозиции иконописного искусства «Под сводом храма» было крайне интересно не только корреспонденту ВФ, но и сотням людей, пришедших в этот день в выставочный центр имени Виталия Рогаля. Посетители выставки смогли оценить все многообразие иконописного искусства Иркутской области, узнать имена художников, которые сегодня занимаются росписью храмов, познакомиться с исторической иконой XVIII-XIX веков, предоставленной известным в Иркутске антикваром Сергеем Снарским, а также увидеть элементы декоративного убранства церквей и резные украшения иконостасов.

Все современные иконы были привезены на выставку из действующих храмов Иркутской области, так как каждая из них написана по заказу конкретной церкви. По словам председателя иркутского отделения Союза художников России Натальи Сысоевой, сегодня ни один художник не занимается иконописью, не зная, в какой храм попадет его творение. «На этой выставке мы показываем иконы именно как произведение искусства, они находятся вне своего религиозного контекста, поэтому мы имеем возможность оценить и уровень мастерства иконописцев, и их творческую индивидуальность, и в целом тот объем богослужебных работ, который выполнили иркутские художники, — отмечает она. — В любом случае икона всегда являлась произведением искусства, поэтому музейное пространство для нее не так уж неуместно. Каждый мастер работает в определенном иконописном стиле, в зависимости от стилистики храма, для которого делает икону. А наша выставка открыта для того, чтобы показать всем желающим, что иркутская иконопись сегодня возрождается».

В настоящее время в Иркутской области оформлением храмов занимаются около 30 художников, и, по словам Натальи Сысоевой, далеко не все из них состоят в профессиональном союзе художников. Тем не менее по представленным работам можно попробовать сделать выводы об общих чертах, свойственных иркутским иконописцам. Ту же цель преследует и одноименная с открывшейся выставкой книга «Под сводами храма», выпущенная к открытию экспозиции. По сути, выставка в Доме Рогаля является наиболее наглядным и живым доказательством материалов, опубликованных в ней.

Один из составителей и авторов этого альбома Елена Алешина, художник-иконописец Иркутской епархии, отмечает уникальность этого проекта: «Организация подобных выставок связана с большими трудностями специфики работ художников-иконописцев. Как правило, после написания иконы сразу же занимают свое место в храмах и становятся неотъемлемой их частью. Выставлять и экспонировать работы становится тяжело, ведь не каждый настоятель готов с легкостью дать икону для участия в выставке, — говорит она. — Транспортировка работ тоже достаточно сложна — велика вероятность повреждения красочного слоя, позолоты, которые потребуют в дальнейшем сложных реставрационных работ. Но еще сложнее представить работы художников, занимающихся росписью храмов».

По ее словам, одним из первых храмов, в котором начались работы по восстановлению внутреннего убранства, стал Собор Богоявления, переданный в ведение Иркутской епархии в 1994 году. На сегодня в Иркутской епархии более 150 храмов и часовен, восстановленных или вновь построенных. В храмы пишутся новые иконы, возводятся иконостасы, выполняются росписи. И немало труда вкладывается местными мастерами, уровень которых постоянно растет. Их работы, опираясь на традиции иконописания, имеют яркую индивидуальность и самобытность.

Несмотря на то что в иконописи существуют строгие каноны, современные иконы, конечно, заметно отличаются от тех, что были написаны, скажем, в XVIII и XIX веках, однако Елена Алешина вносит ясность в этот вопрос. «Слово «канон» часто понимают неправильно. Его воспринимают как некую догму, которая не дает художнику никаких возможностей развития и самовыражения, однако это не так, — говорит она. — На самом деле «канон» — это всего лишь некий свод правил, который не дает художнику выйти за рамки богословской правды. Недаром иконы называют богословием в красках. Эти рамки не дают иконописцу проявлять свою гордыню, излишне выпячивать свое я. И в то же время канон не ограничивает творческие возможности автора».

И действительно, не нужно быть знатоком истории иконописи или искусствоведом, чтобы увидеть, что на выставке полно творческих индивидуальностей, и сами иконы, конечно, отличаются друг от друга, даже изображая один и тот же сюжет или святого. При этом, по словам Елены Алешиной, все они написаны по канону. «Художники используют разные стили, техники, пропуская изображаемое через себя, через свое видение и ощущение. И что самое ценное — появляются иконы с новыми решениями тех или иных композиций, — комментирует она. — Я бы хотела обратить внимание на работы Михаила Лутаенко. Это действительно иконописец очень большого творческого начала. Самый яркий пример его работы — это икона Святителя Иннокентия с житийными клеймами. Аналогов ей в иконописи просто не встречалось».

Всего на выставке в Доме Рогаля, как и в изданном альбоме, представлено творчество 26 мастеров. Кто-то из них пишет исключительно иконы, кто-то выкладывает мозаику, кто-то специализируется на изготовлении иконостасов, а кто-то занимается росписью стен храма. «За развитием иконописи очень интересно наблюдать, и можно даже различать мужскую и женскую руку авторов, — рассказывает Елена Алешина. — Женская икона — более мягкая, чувственная, это, наверное, связано с понятием материнства, а мужские иконы более аскетичны, сдержанны».

В рамках работы выставки 18 декабря организаторы планируют провести лекторий, посвященный истории и развитию иркутской иконы. В этот день в Доме Рогаля с тематическими докладами выступят специалисты: руководитель творческой артели «Фока» Игорь Боровский расскажет об историческом развитии сюжетов, композиционных особенностях и значении цвета в иконах Рождества и Крещения Господня в Православии; Елена Алешина сделает обзор развития современного иконописания на примере иркутских иконописцев, а кандидат исторических наук, научный сотрудник Харлампиевского храма Тамара Крючкова познакомит слушателей с мастерами иконописи старого Иркутска и представит обзор исторического блока выставки, представленного иконами иркутских мастеров иконописи из коллекции Сергея Снарского и ризницы Крестовоздвиженского храма.

Выставка «Под сводами храма» и издание одноименного каталога были организованы при непосредственном участии благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов», который продвигает в Иркутске идею восстановления Казанского кафедрального собора, входившего в число крупнейших культовых сооружений России и разрушенного в 1938 году. На протяжении нескольких лет реализуя в Иркутске крупный проект «Дорога к храму», благотворительный фонд, проводя выставки, издавая каталоги и исторические документы о Казанском соборе, старается заразить этой идеей всех иркутян.

«Задача этого проекта в том, чтобы люди узнали как можно больше информации о Казанском кафедральном соборе. Восстановление такого колоссального храма не может состояться по велению одного или двух человек — это должна быть масштабная объединяющая идея всего города, и даже региона, потому что когда-то в этот храм, вмещавший в себя пять тысяч молящихся, на большие праздники приезжали люди со всей области, — рассказала ВФ на открытии выставки руководитель общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова. — Сейчас ведутся предварительные проектные, изыскательские работы, рассматриваются варианты, что храм, может быть, будет заново построен с небольшим смещением, как это было с восстановлением Московских ворот. Ведется конструктивный и очень плодотворный диалог как с городскими, так и с региональными властями, и мы очень надеемся и верим в то, что восстановление храма станет мечтой каждого горожанина». Конкретного срока, к которому восстановление Казанского собора должно состояться, Марина Кондрашова не называет, уточняя, что никто не собирается и не собирался сносить здание областного правительства, как это было преподнесено средствами массовой информации несколько лет назад, когда идея с восстановлением собора была озвучена впервые.

«Фундаменты храма исторически не пересекаются со зданием областного правительства, и мы говорили об этом изначально, — сообщила госпожа Кондрашова. — На то есть абсолютно все документальные подтверждения, но понятно, что в современных стандартах восстановление храма невозможно в такой близости к серому дому, а потому сейчас просчитываются варианты, где собор можно разместить».

Выставка «Под сводами храма» будет работать в городском выставочном центре имени Виталия Рогаля до 24 января 2013 года.

Антон Кокин