Востоку дарят сложные льготы

Во время субботней рабочей поездки на Дальний Восток министр транспорта Максим Соколов представил обновленную программу субсидирования перелетов между регионами, которая должна вскоре заработать в четырех федеральных округах. В ДФО бюджет будет готов возмещать до половины стоимости функционирования межрегиональных маршрутов с малым пассажиропотоком и дальностью не более 1,8 тыс. км, причем одной из точек должен быть Хабаровск. Представители рынка отмечают, что при столь жестких требованиях льготой смогут воспользоваться считанные единицы маршрутов, например Хабаровск—Благовещенск.

В субботу в Хабаровске представители Минтранса объявили о намерении реанимировать программу поддержки региональных и местных авиаперевозок в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Механизмы поддержки, напомним, планировалось запустить еще в 2012 году, но регионы тогда не успели выполнить главное условие — обеспечить софинансирование из своих бюджетов. После этого, как объяснил заместитель главы ведомства Валерий Окулов, было решено отказаться от софинансирования, но слегка видоизменить требования к самим маршрутам — претендентам на субсидирование.

Первоначально Минтранс рассматривал в качестве потенциальных получателей помощи 162 маршрута на 81 воздушной линии, которые отбирались по принципу отсутствия альтернативного железнодорожного сообщения. Теперь решено ориентировать программу на «стимулирование открытия новых линий и увеличение частоты полетов на низкочастотных направлениях». Как объяснил господин Окулов, субсидирование могут получить рейсы между аэропортами, расположенными в двух разных субъектах на расстоянии не более 1,8 тыс. км, причем в случае с ДФО одним из них должен быть аэропорт Хабаровска.

«На линии должен быть пассажиропоток не более 8 тыс. человек. Приоритет будет отдаваться тем маршрутам, которых ранее до этого не было, которые не обеспечивают коммерческой загрузки в 70% и, соответственно, рентабельности. Минимальная частота должна быть не менее трех рейсов в неделю для новых маршрутов, для уже существующих — не менее четырех в неделю», — обозначил основные требования к претендентам на субсидирование Валерий Окулов. Он уточнил, что субсидия будет предоставляться только одному авиаперевозчику, хотя на маршруте могут работать и другие компании.

Федеральный бюджет готов взять на себя риски по открытию нового маршрута в размере до 50% от стоимости затрат на эксплуатацию линии — с учетом 5% рентабельности и 18% НДС. Получателей субсидий будет отбирать Росавиация, причем приоритет будет отдаваться «перевозчикам с авиапарком из новых отечественных самолетов». Программу планируется запустить уже в этом году, на ее финансирование в бюджете заложено 1,3 млрд руб.

В Минтрансе выразили уверенность, что новый механизм поддержки будет востребован на Дальнем Востоке. Господин Окулов подчеркнул, что готовность вступить в программу уже выразили 16 авиакомпаний. По предварительной оценке, будет создано не менее 50 новых маршрутов, прирост пассажиропотока на них составит около 150 тыс. человек. На Дальнем Востоке, по прогнозам ведомства, поддержкой могут воспользоваться около 12 маршрутов.

Отметим, что за 2012 год, по данным Минтранса, авиакомпании страны перевезли 74 млн пассажиров, из них на внутренних линиях — 33 млн человек, а на межрегиональных маршрутах (которые, собственно, и предполагается поддержать новой программой) — всего 4,76 млн человек. Столь низкий показатель, признают в ведомстве, обусловлен высокой стоимостью полетов. Различными мерами поддержки, в том числе субсидированием перевозок между регионами, в Минтрансе рассчитывают к 2015 году нарастить пассажиропоток на внутренних авиалиниях до 45 млн человек, на межрегиональных — до 8 млн, а само количество линий увеличить с 1 305 до 1,5 тыс.

Впрочем, прогнозы Минтранса на совещании в Хабаровске натолкнулись на ряд критических замечаний. Представители Якутии, например, попросили Максима Соколова пересмотреть требования к субсидируемым маршрутам, в частности разрешить осуществлять их с частотой один раз в неделю, а также включить Якутск в число базовых аэропортов. В ответ на это представители Минтранса указали на то, что в перечень базовых не включены и гораздо более крупные, чем Якутск, аэропорты, в частности Краснодар, Самара и Казань, и Минфин средств для расширения программы «пока не видит».

А представитель одной из авиакомпаний заявил Максиму Соколову, что на Дальнем Востоке под критерии, предусмотренные новой программой поддержки, подходит всего один маршрут: Хабаровск — Благовещенск. Министра это не смутило. Он объяснил, что маршруты, которые имеют более 10 тыс. пассажиров и уже сейчас рентабельны, объектами поддержки быть и не могут, и предложил развивать другие перспективные направления, например Хабаровск — Южно-Курильск. На этом тема новой программы была закрыта.

Вместе с тем авиасообщение Дальнего Востока с центром страны федеральные власти продолжат поддерживать в рамках программы субсидирования авиаперелетов для определенных возрастных категорий населения по закрытому перечню маршрутов. Авиакомпаниям, напомним, возмещается 50% стоимости билета из федерального бюджета. В 2013 году, по расчетам Минтранса, льготой воспользуются 460 тыс. человек, уже реализовано порядка 60% от запланированного числа льготных билетов.