Восточный успех
Зорикто Доржиев: «Современность я стараюсь подавать через хитрую призму истории». Фото Евгения Козырева
Радует факт, что выставки в иркутских музеях из раза в раз открываются все более помпезно. И экспозиция Зорикто Доржиева «Степная история» служит лучшим тому примером — ее открытие напоминало целое шоу, выдержанное в духе восточных мотивов. Выступление ансамбля «Бадма-Ханда», исполняющего аутентичную бурятскую музыку, и дефиле красавиц в костюмах, сшитых на основе серии работ «Наложницы», рифмовались с самими полотнами молодого мастера.
Первая персональная выставка Зорикто Доржиева состоялась у него на родине в Улан-Удэ. Там его работы заметили прославленный скульптор Даши Намдаков и московский галерист Константин Ханхалаев. Намдаков пригласил принять участие в работе по созданию эскизов костюмов для фильма «Монгол» режиссера Сергея Бодрова, где был главным художником фильма. А господин Ханхалаев предложил продюсировать творчество молодого автора. С тех пор Зорикто Доржиев выставляется в лучших музеях мира и пользуется заслуженным успехом. На фоне общемирового интереса к искусству Востока, а также популярности скульптур Даши Намдакова, это искусство пользуется хорошим спросом.
В Иркутске у Зорикто Доржиева первая выставка, но этот художник уже слишком известен за рубежом и в Москве, чтобы волноваться по поводу того, как отреагируют на его картины местные зрители. Успех ему обеспечен. И, хотя Зорикто Доржиеву никак не избежать сравнения с творчеством его прославленного земляка Намдакова (а сходство действительно есть), его голос вполне самостоятелен.
«Это, безусловно, бурятский художник, — сказала на открытии выставки замдиректора по науке Художественного музея имени Сукачева Татьяна Огородникова. — Но это художник, который в совершенстве владеет всеми знаниями современного европейского искусства. Это самое главное. Гармония и синтез этих культур, которые впитал в себя молодой талантливый мастер, как раз и выливаются в тот неподражаемый, только ему присущий язык в искусстве». Наиболее ярким примером такого синтеза служит картина «Джоконда» — своеобразный привет от бурятского художника итальянскому классику Леонардо да Винчи. «Джоконда — общепринятый символ, знак женской красоты, совершенства, идеала, — комментирует Зорикто Доржиев. — Здесь я, прибегнув к тому же приему и сделав римейк, стараюсь воспеть красоту степной красавицы».
Почти все картины Зорикто Доржиева отличает какое-то невероятное спокойствие, свойственная восточным народам молчаливая мудрость. Да и сам колорит не богат на эмоции — тон сдержанный, неяркий. Встречается на некоторых полотнах и юмор с восточной хитринкой — построенный на деталях. В этом смысле стоит обратить внимание на картины «Прятки» и «Прятки 2». Почти все работы, по словам автора, написаны в 2005-2007 годах.
Отдельный восторг публики вызвали на открытии выставки девушки, сошедшие с полотен серии «Наложницы», состоящей из семи картин. Каждая работа получила название по дню недели: «Понедельник», «Вторник», «Среда»… На всех картинах изображены восточные красавицы, которые, с одной стороны, могут олицетворять каждый из дней, а с другой — вся серия представляет собой отрезок жизни одной наложницы длиною в неделю. Как бы то ни было, на каждой из картин — новый национальный костюм. Их-то и воплотил автор в реальности, а взору публики представили манекенщицы агентства Софьи Ни.
Антон Кокин