Восточный форпост джазовой цивилизации

Уходящий джазовый 2007 год отмечен в столице Восточной Сибири рядом событий, по сути разных, но одинаково примечательных. Среди них были радостные и грустные, долгожданные и неожиданные, многообещающие и не обещающие ничего хорошего. Уверенно можно сказать одно: Иркутск превращается в крайний восточный форпост российской джазовой цивилизации.

Уходящий джазовый 2007 год еще раз подтвердил: Иркутск превращается в восточный форпост российской джазовой цивилизации. Фото Евгения Козырева и Александра Сидорова

Найдите в стране другой провинциальный город, где за отчетный период успели бы выступить Бенни Голсон и Валерий Пономарев, Дэйв Кикоски и Алекс Ростоцкий, Билли Кобэм и Давид Голощекин, Фрэнк Лэйси и Андрей Кондаков, Олег Бутман и Шейла Джордан, Алекс Сипягин и Ришар Бона. И ведь это — только культовые фигуры, «брэнды», лидеры и широко известные имена мирового и отечественного джаза. А сколько первоклассных музыкантов сокрыто внутри составов этих гигантов! Саксофонисты Дмитрий Мосьпан и Шимус Блэйк, Джо Форд и Рон Холловэй, гитаристы Илья Луштак и Павел Чекмаковский, пианисты Алексей Подымкин и Алекс Нахимовски, Яков Окунь и Наталья Смирнова, басисты Эрик Ревис и Дмитрий Аверченков, Антон Ревнюк и Кэмерон Браун, Серхио Брандао и Сергей Хутас, барабанщики Ронни Барраж, Сергей Кушилкин, Александр Машин, Адам Нуссбаум, Джеф «Тэйн»

Уоттс — вот далеко не полный список подлинных российских и зарубежных V.I.P. и M.V.P. джаза, представленных иркутской публике с января по декабрь усилиями всего-то двух структур, целенаправленно занимавшихся организацией джазовых концертов — журнала «Афиша Иркутска» (г-н Демчиков) и продюсерского центра «Джаз на Байкале» (г-н Филиппов).

А «сколько нам открытий чудных» подарил этот год! Пианист Лоран де Вильд, занесенный в Иркутск со своим трио ветром традиционной «Французской весны», познакомил нашу джазовую публику с кочующим фестивалем Le Jazz, участников которого прежде имели честь принимать лишь Москва и Северная столица. Другой посланец джазовой Франции — Оливье Кер Урио — по-настоящему открыл глаза и уши на удивительные вещи, которые способен творить в умелых руках и губах такой в традиционном восприятии инструмент «третьего эшелона», как губная гармоника.

Выходец из Камеруна Ришар Бона, давно задающий тон не только в джазе, но и в мировой популярной музыке вообще, вверг публику своими «африканскими сказками» буквально в состояние позитивного транса. После его концерта люди обменивались впечатлениями не столько словами, сколько взглядами — видимо потому, что слов подходящих не было, да и взгляды, как и звестно, порой бывают красноречивей любых слов. Нью-йоркская «черная пантера» джазового вокала Соми, глубоко знающая и почитающая свои угандийско-руандийские корни, открыла нам этно-джаз не как модное экзотическое увлечение, но как глубокое и осмысленное проникновение в африканскую составляющую американской музыки. 22-летний трубач из Харт­форда (США), Джош Эванс, приехавший на 2-й международный фестиваль «Джаз на Байкале», поразил своей квалификацией не только довольно искушенную аудиторию, но и джазового патриарха Бенни Голсона, лично знавшего практически всех величайших мастеров трубы. А еще более юные представители Хартфордской академии искусств Шанел Джонс (вокал) и Джейк Голдбас (барабаны) на том же фесте в отведенное им время наглядно доказали, что не надо понапрасну ломать копья в спорах о будущем джаза — оно уже есть! Как, впрочем, и их сверстники — воспитанники ангарской джазовой школы и одновременно учащиеся Иркутского музыкального колледжа Юлия Котова, Илья Рютин и Ян Горбачевский, также выступившие в фестивальной программе в качестве солистов биг-бэнда под управлением Арсения Володина.

Уникальной в плане открытий стала и завершающая джазовая гастроль года. Студенты Иркутского университета путей сообщения, пришедшие в филармонию, и специально собравшиеся в новом привилегированном лаунж-клубе «Париж» сливки иркутского общества открыли для себя музыку великого Билла Эванса, впервые сыгранную почти 30 лет тому назад. Услышали они и главных реставраторов и проповедников Эванса — американского саксофониста Ларри Шнайдера, в свою очередь открывшего для себя Россию именно в Иркутске, и нашего, несмотря на заокеан­ское гражданство, трубача Алекса Сипягина, опять же открывшего современной джазовой Америке потенциал современной джазовой России. Надо было видеть лица музыкантов и слушателей в завершающей фазе как филармонического, так и клубного концерта, чтобы понять: формат джазового действа вторичен, первично — само действо, само Событие, если оно на самом деле состоялось!

И, слава богу, на события этого рода джазовый сезон-2007 был богат. С чем и приходится поздравить почтеннейшую публику города Иркутска и его окрестностей, пожелав ей в новом 2008 году заполнять до отказа любое помещение, в котором проводится действительно стоящий джазовый концерт. Ибо нет ничего приятнее для артистов, полезнее для промоутеров и праздничнее для зрителей и слушателей, чем аншлаг.

Василий Кучеренко