Восточной нефтяной магистрали добавят мощности

Три новые нефтеперекачивающие станции увеличат производительность ВСТО до 70 млн тонн
В магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в 2015 году поставлено почти 50 млн тонн нефти, из которых половина — с месторождений Иркутской области и Якутии. Осенью 2016 года начнется заполнение трубопровода Куюмба — Тайшет, по которому в ВСТО будет поступать нефть с севера Красноярского края. Параллельно продолжается работа по увеличению мощности ВСТО. ООО «Транснефть — Восток» начало строительство трех НПС, которые увеличат производительность восточной магистрали до 70 млн тонн.

Параллельно с процессом возведения новых НПС компанией осуществляется модернизация действующих станций.

Если на начальном этапе эксплуатации первой очереди ВСТО годовой объем поставляемой в трубопроводную систему нефти с восточносибирских и якутских месторождений не превышал 10 млн тонн, то по итогам 2015 года перекачано 24,6 млн тонн. За весь период с 2009 года — около 100 млн тонн, а с учетом углеводородного сырья с месторождений Центральной и Западной Сибири — уже более 200 млн тонн.

Приток ВСТО

«В 2016 году мы примем в эксплуатацию нефтепроводную систему Куюмба — Тайшет. Строительно-монтажные работы на нем полностью завершены, проведена диагностика. Согласно плану, в третьем квартале должно начаться заполнение трубопровода нефтью», — говорит заместитель гендиректора по строительству ООО «Транснефть — Восток» Сергей Бобр.

Заполнение новой ветки будет вестись с Тайшета так называемым обратным ходом. Это связано с тем, что нефтяные компании в текущем году еще не обеспечивают сдачу нефти. В совокупности с рядом других технологических мероприятий это позволит начать использовать нефтепровод, избежав его консервации.

По нефтепроводу Куюмба — Тайшет в ВСТО будет поставляться нефть с месторождений Красноярского края. Его протяженность — 700 км, проектная мощность — 15 млн тонн в год. Причем на начальном этапе согласно новому постановлению Правительства РФ производительность нефтепровода будет составлять 8,6 млн. Второй этап предусматривает проектирование и строительство дополнительных объектов для увеличения пропускной способности до 15 млн тонн с завершением работ в четвертом квартале 2023 года.

Объемы сдачи нефти в нефтепровод Куюмба — Тайшет по актуализированным заявкам нефтяных компаний составляют: в 2017 году — 660 тыс. тонн, в 2018 году — 1,07 млн тонн, в 2019 году — 4,1 млн тонн.

Приоритет — качество в строительстве

В 2015 году в системе ОАО «Транснефть» была принята программа в области качества строительства. «Объемы строительства у нас ежегодно увеличиваются, и на нас накладывается дополнительная ответственность в области обеспечения контроля качества строительно-монтажных и проектных работ. Цель не только усилить контроль качества, а создать такие нормы, чтобы подрядчик на всех стадиях работ просто не имел возможности выдать некачественный продукт», — отмечает Сергей Бобр. Так, компания начинает предъявлять дополнительные требования к подрядным организациям на стадии проведения тендеров. Поставлена задача уже на стадии выбора подрядчика определить, насколько он способен выполнять качественные работы, насколько грамотно подготовлен его технический персонал.

Площадка для практической реализации новой программы уже есть. В конце прошлого года ООО «Транснефть — Восток» объявило о начале строительства трех новых НПС на территории Иркутской области. «Своих мощностей, обеспечивающих строительство таких крупных объектов, у нас нет. Мы в данном случае выступаем инвестором и на стадии строительства отслеживаем этапы реализации данных проектов, начиная от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию», — рассказывает Сергей Бобр.

По его словам, три новых НПС, сдача которых намечена на 2017 год, увеличат мощность ВСТО до 70 млн тонн нефти в год. Сейчас трубопроводная система способна перекачивать 58 млн тонн.

На 2018 год запланировано начало строительства еще трех станций. С их вводом в эксплуатацию, ориентировочно к 2020 году, ВСТО выйдет на проектную мощность — 80 млн тонн.

Всего в системе ВСТО-1 будет работать 21 НПС.

Работы по увеличению производительности объектов ВСТО -1 на всех нефтеперекачивающих станциях системы уже начались. В плане работ — замена рабочих колес магистральных насосных агрегатов. Запланировано и оснащение производственных объектов оборудованием для защиты системы от повышенного давления. Так, предусмотрена установка автоматизированных программно-технических комплексов для контроля и управления насосными агрегатами станции, возведение резервуаров аварийного сброса нефти, установка предохранительных устройств и специальных станций для проведения откачки в случаях необходимости снижения уровня давления.

Несмотря на то, что уже введенные в эксплуатацию станции были построены недавно, параллельно с процессом возведения новых НПС осуществляется модернизация действующих. «Да, на строительстве ВСТО применялись самые передовые технологии, самое современное оборудование и системы безопасности. Но научно-технический прогресс не стоит на месте. Соответственно, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности, технической оснащенности, в период эксплуатации, конечно, появляется необходимость обновлять оборудование», — отмечает Сергей Бобр. Модернизация объектов ведется как в рамках инвестиционной программы предприятия, так и по программе технического перевооружения и реконструкции.

Так, например, в прошлом году на техническое перевооружение и реконструкцию объектов, расположенных в Иркутской, Амурской областях и Якутии, было направлено почти 5 млрд рублей, на проведение капитального ремонта существующих объектов — более 270 млн руб.

Сегодня одна из главных задач ООО «Транснефть — Восток» — обеспечение максимальной эффективности производства при разумном снижении финансовых затрат. Однако при этом приходится учитывать конъюнктуру рынка. Как пример, можно привести стремление предприятия сэкономить, скажем, на тарифах по электроэнергии, но при условиях, которые создаются региональными поставщиками, — сделать это невозможно.

В таких случаях может быть принято решение об использовании методики компенсации — выработки электричества собственными автономными дизельными электростанциями, которые установлены на ряде объектов. Затраты, даже с учетом амортизации оборудования, будут меньшими, чем суммы по счетам за электричество. Но это экстремальный выход из ситуации и, наверное, не самый эффективный.

Однако гибкость в производственных процессах сегодня необходимость, говорят нефтепроводчики. Эффективность достигается только экономической мобильностью.

Примером такой мобильности может служить и еще одно направление производственной деятельности предприятия — строительство сопутствующей инфраструктуры, необходимой для обслуживания нефтепровода.

С 2010 года как собственными силами компании, так и с привлечением подрядных организаций, «Транснефть-Восток» построил 1500 км вдоль трассового проезда по Иркутской области и Якутии и более 20 мостов.

«Вдольтрассовые проезды нужны для круглогодичного, непрерывного обслуживания нефтепровода. Сейчас проезд существует везде. Но есть участки трассы, которые доступны только в зимний период, а летом проезд по ним затруднен. В ближайшие два года их не останется», — говорит Сергей Бобр. В задачах компании также поддерживать трассы в нормативном состоянии и возводить новые — к строящимся НПС.

Поворот на Китай

В 2016 году продолжатся и работы по увеличению производительности нефтепровода Сковородино-Мохэ, по которому нефть из ВСТО идет напрямую в Китай. С 2014 года ведется дооснащение автоматизированными системами и трубопроводной арматурой производственных объектов. В рамках этой работы на приемо-сдаточном пункте «Джалинда» установлена четвертая измерительная линия системы измерения количества и качества нефти (СИКН). Продолжаются работы по монтажу резервуара объемом 50 тыс. куб. м на НПС-21 «Сковородино». Во втором квартале 2016 года начнется строительство двух резервуаров по 50 тыс. куб. м каждый на ГНПС-1 «Тайшет».

Социальный вектор

Кроме производственной деятельности, ООО «Транснефть — Восток» реализует крупномасштабную социальную программу обеспечения жильем своих сотрудников. С 2010 года на территории Иркутской области, Амурского края и республики Якутия построено 20 домов общей жилой площадью 35 тыс. кв. м. В связи с расширением ВСТО, со строительством новых объектов, на которых будут созданы дополнительные рабочие места и возникнет необходимость обеспечить сотрудников жильем, принято решение построить еще четыре дома в городах Вихоревка и Железногорск-Илимский, а также в поселках Чунский и Верхнемарково Иркутской области.

Олег Усов