Воспитание чувств

в фильме Франсуа Озона «Новая подружка»
В Иркутске продолжается прокат нового фильма Франсуа Озона «Новая подружка». Не в первый раз поднимая тему свободы самоидентификации и различных «странных поведений», режиссер впервые обращается к вопросу трансгендерных метаний. Впрочем, картина интересна не только переодеваниями одного из самых мужественных французских актеров Ромена Дюриса в женское платье. Как всегда у Озона, здесь важен психологизм и неожиданные сюжетные ходы.

Чего у Франсуа Озона никогда не отнять, так это умения мастерски рассказывать интересные истории языком кинематографа. Причем за какой бы сюжет ни брался режиссер, он всегда вмешивается в канву и переписывает сценарий под себя. Так произошло и с «Новой подружкой», которая вообще-то является вольной экранизацией одноименного рассказа британской писательницы Рут Ренделл, специализирующейся на детективном жанре. Озон, представляя фильм в России, признавался в интервью, что держал «Новую подружку» в уме около 20 лет, но снял только сейчас, при этом начисто перекроив оригинальный текст. В результате потенциальная детективная интрига раскрывается уже на десятой минуте и уступает место психологизму, за которым, если честно, наблюдать интереснее.

Клэр и Лора подружились с первого взгляда еще в детстве и продолжали делить радости и горести, повзрослев, удачно выйдя замуж и родив детей. Однако внезапная болезнь уносит жизнь Лоры, которая перед смертью берет с подруги обещание заботиться о ее дочери и муже. Клэр, выполняя последнюю волю умершей, однажды заходит проведать осиротевшее семейство и обнаруживает вдовца Давида (Ромен Дюрис) одетым в женское платье и парик. Умоляя никому не рассказывать, тот признается, что таким образом пытается заменить маленькой дочурке отсутствие матери. «Каждый находит свой путь, чтобы пережить утрату», — прямая цитата из слов героя. Новый человек по имени Вирджиния со временем поможет пережить утрату и самой Клэр, сначала став ее новой подружкой, а затем и любовником.

По описанию может показаться, что Франсуа Озон вдруг решил зайти на территорию Педро Альмодовара, который просто обожает такие сюжеты и, кстати, тоже в свое время экранизировал Рут Ренделл. Но в отличие от страстного испанца, француз остается верен себе и своему слегка холодному отстраненному стилю и рассказывает эту историю медленно и подробно, не срываясь на крики и истерики. Так, впервые увидев мужа своей лучшей подруги в женском парике, платье и туфлях на каблуках, Клэр (Анаис Демустье в этой роли просто великолепна) соглашается подождать объяснений, а все ее волнение выражается в том, что она дрожащей рукой наливает себе полстакана виски.

И главным героем картины является вовсе не Давид (как это обязательно было бы у того же Альмадовара), хотя он, безусловно, самый яркий персонаж этой то ли комедии, то ли драмы. Конечно, это он «новая подружка», но тут важно — чья. На самом деле интереснее всего наблюдать в этом фильме именно за Клэр, которая из скучной мещанки, которая привыкла жить так, как положено в приличном обществе, открывает для себя дивный новый мир, где мужчины не смущаются носить колготки и просят совета, как правильно накрасить глаза. Под этим влиянием Клэр и сама начинает обнаруживать в себе новые чувственные грани, с удивлением понимая, что дружеские отношения с Лорой имели, возможно, и сексуальный подтекст.

Можно хвалить свежий фильм Озона за многое, но, пожалуй, самое ценное, что есть в «Новой подружке» — это тонкая самоирония. Франсуа Озон, будучи сам открытым геем, этим фильмом вдруг высказался в том духе, что, по сути, гомосексуализм если не заразен, то способен смутить трепетную гетеросексуальную душу. Впрочем, он не дает этому никаких собственных оценок, просто фиксирует факт. Вот, мол, смотрите — гетеросексуальная семейная пара с ребенком, в которой папа одевается, как мама, и ничего страшного. До такой толерантности русскому зрителю, конечно, еще расти и расти.

Тимофей Сундуков