Водные виды спора

Инвестициям в ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» мешает отсутствие инженерных сооружений
Руководство туристической компании «Гранд Байкал», резидента ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» и оператора крупнейшего горнолыжного курорта в Восточной Сибири «Гора Соболиная», заявило, что ОАО ОЭЗ в Иркутской области не выполняет свои обязательства по строительству инженерной инфраструктуры, что является сдерживающим фактором для вложений и со стороны бизнеса. В ОЭЗ не согласились с обвинениями в невыполнении обязательств, при этом не отрицали, что планы, намеченные на 2014 год, не реализованы. По словам руководства организации, их подвел подрядчик и теперь строительство инженерии в «Воротах Байкала» начнется не ранее 2016 года. Эксперты полагают, что затягивание процесса может привести к остановке проекта турзоны.

Открытие горнолыжного сезона состоялось на горе Соболиной в городе Байкальске 30 ноября. В рамках пресс-конференции генеральный директор ООО «Гранд Байкал» — резидента особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Ворота Байкала» и оператора горнолыжного курорта «Гора Соболиная» — Андрей Логозовский отметил, что на данный момент компания вложила в развитие Соболиной 150 млн руб. В частности, порядка 100 млн руб. было вложено в строительство гостиницы уровня «три звезды» на 64 номера у подножия горнолыжного курорта. Строительство началось в прошлом году, с 21 декабря объект запускается в коммерческую эксплуатацию. В прошлом году на курорте было открыто панорамное кафе «Высота 900». При этом господин Логозовский отметил, что от дальнейших вложений средств в развитие проекта компанию останавливает невыполнение заявленных обязательств ОАО ОЭЗ. «Мы как резидент выполняем свои обязательства. ОЭЗ — нет. В этом году вложений в инфраструктуру с их стороны не было», — отметил он.

Ранее „Ъ“ сообщал, что строительство инфраструктурных объектов: сетей водоотведения, водо- и теплоснабжения и других — на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» в Слюдянском районе Иркутской области должно было начаться в марте 2014 года. Из федерального бюджета на эти цели предполагалось направить 457 млн руб., со стороны резидентов — 453 млн. Руководитель филиала ОАО ОЭЗ в Иркутской области Валерий Драчев пояснил „Ъ“, что в этом году строительство инженерии не началось в связи с тем, что компанию «подвел подрядчик», который занимался проектированием сетей. «Сейчас идет процедура расторжения контракта, а в пятницу на сайте госзакупок мы опубликовали информацию о конкурсе на выбор нового проектировщика. На проведение конкурса и проектирование потребуется около года. Старт строительных работ запланирован на начало 2016 года», — прокомментировал ситуацию господин Драчев. Он также опроверг обвинения в неисполнении обязательств, отметив, что турзона строится 50 на 50 совместно с правительством Иркутской области. «Наши вложения сейчас больше, чем затраты областного правительства. Хотели мы этого или нет, но затраты также были понесены и на Большое Голоустное, туда было направлено порядка 100 млн руб.», — добавил руководитель филиала ОАО ОЭЗ в регионе. К настоящему времени в проект вложено 116 млн руб. Напомним, общий объем инвестиций в строительство «Ворот Байкала» — 2,252 млрд руб.

Несмотря на несогласованность между резидентом турзоны и оператором, «Гранд Байкал» намерен и дальше инвестировать в развитие горы Соболиной. В частности, на 2015 год заложено 3,5 млн руб. на строительство веревочного городка для развития летнего туризма. Генеральный директор ООО БГК «Гора Соболиная» Артем Цыденов также сообщил, что компания намерена провести инженерные работы по увеличению дебета водных ресурсов для системы искусственного оснежнения, для того чтобы не зависеть от погодных условий и иметь возможность засыпать трассы искусственным снегом. Проектировочные работы стоимостью порядка 1 млн руб., вероятно, будут проведены в 2015 году. Кроме этого, на территории планируется строительство сервисного центра. Общий объем инвестиций «Гранд Байкала» в горнолыжный курорт к 2017 году должен составить 1,392 млрд руб.

«У меня давно складывается ощущение, что процесс строительства турзоны стопорится. Про это говорилось еще два года назад, сейчас ситуация мало изменилась», — высказал свою позицию „Ъ“ Вадим Копылов, член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма, директор туркомпании «Грин Экспресс». «Работает там только „Гранд Байкал“, второй резидент, „Илим Байкал“, изначально не проявлял заинтересованности. Если вопрос строительства инфраструктуры затянется и „Гранд Байкал“ прекратит инвестирование, то мы рискуем вообще потерять турзону», — считает господин Копылов. Директор туркомпании «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров, в свою очередь, отмечает, что нет государственного подхода к развитию туризма на Байкале. «Иркутская область и Бурятия делят Байкал, а совместных программ нет. Нет единой экономической составляющей, нет общего инвестирования, и в этом проблема», — заявил он „Ъ“.

Екатерина Еременко