Водителям срежут путь к номерам

Зарегистрировать новый автомобиль можно будет прямо в автосалоне
Масштабная реформа процедуры регистрации автомобилей в гИБДД коснется миллионов российских водителей. среди запланированных МВД нововведений — получение номеров и сТс при покупке новой машины у автодилеров, возможность выбрать сочетание цифр и букв в госномере, а также упрощение регистрации проблемных машин, у которых коррозией съедены идентификационные номера. Эти нормы заложены в новой редакции проекта закона «о государственной регистрации транспортных средств», которая должна в скором времени поступить в госдуму.

Автомобильные номера теперь можно выбирать вместе с машиной. Фото Олега Харсеева

Напомним, проект этого закона был внесен в Госдуму еще четыре года назад бывшим начальником ГАИ России Владимиром Федоровым (в октябре 2016 года прекратил работать в Совете федерации). В конце 2013 года документ был принят в первом чтении, после чего дорабатывался усилиями МВД и экспертов. По итогам согласований ведомством подготовлен пакет поправок к законопроекту, он внесен в правительство и теперь должен поступить в Госдуму, где пройдет второе чтение.

„Ъ“ удалось ознакомиться с текстом документа. Центральное нововведение — возможность получить номера на новый автомобиль прямо в автосалоне. Сейчас, напомним, покупатель машины либо сам направляется в ГИБДД на новой машине, либо оформляет доверенность на сотрудников салона для представления интересов владельца в подразделении. Предлагается иная схема: сотрудники автосалона дистанционно передают ГИБДД данные, Госавтоинспекция в электронном виде проводит регистрацию, после чего менеджеру остается лишь забрать СТС из подразделения, напечатать номера (соответствующее оборудование должно быть у дилера) и отдать владельцу. Юрлица, предоставляющие такую услугу, должны будут зарегистрироваться в специальном реестре МВД. Услуга по регистрации машины будет платной, но предельные тарифы установит ФАС.

Другое нововведение касается номеров. Впервые на законодательном уровне вводится два термина: «государственный регистрационный знак» (собственно металлическая пластина) и «государственный регистрационный номер» (набор цифр и букв, присваиваемый автомобилю). У граждан будет право выбора номера, написано в законопроекте, но не конкретизируется, каким образом,— порядок определит правительство РФ. Отметим, что еще в 2010 году Владимир Путин давал поручение разработать порядок проведения аукционов по торговле номерами, вероятно, этот документ в развитие закона и будет разработан. Если водителю номер не понравится, он может написать заявление в ГИБДД и получить новую комбинацию цифр-букв, заплатив госпошлину. Сейчас стоимость регистрации, напомним, составляет 2,8 тыс. руб., из них 2 тыс.— оплата номеров, 500 руб.— СТС и 350 руб.— внесение изменения в ПТС. Будет ли меняться сумма, пока не ясно: с одной стороны, для граждан, конечно, удобнее платить меньше, с другой — регистрационные действия, по данным „Ъ“, приносят в федеральный бюджет порядка 25 млрд руб. ежегодно.

Вводится государственный контроль в отношении фирм, которые изготавливают номера. Сейчас они получают специальное разрешение в МВД, поскольку занимаются изготовлением спецпродукции с уровнями защиты. Теперь компаниям предписано выполнять ряд дополнительных требований (иметь спецоборудование, условия для хранения номеров, систему учета продукции и т. д.), после чего их включат в специальный реестр. Скорее всего, будет введено тарифное регулирование деятельности таких фирм. Сейчас изготовить дубликат номеров стоит 1– 1,5 тыс. руб.

Бывший начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД России автор регистрационной реформы 2013 года Борис Ионов назвал документ концептуально правильным и выверенным. Самым революционным нововведением он называет регистрацию автомобиля в салоне, это позволит сократить число людей в подразделениях (9 млн регистрационных действий совершается ежегодно в ГИБДД, из них 1–1,5 млн — это регистрация новых автомобилей). При этом, говорит господин Ионов, законопроект можно было сделать шире, например, прописав особый порядок регистрации классических, ретро- и спортивных автомобилей. Ранее с такой идеей выступала Российская автомобильная федерация (возглавляемая бывшим начальником ГИБДД Виктором Кирьяновым). По данным „Ъ“, уже даже разработаны специальные процедуры, предложения направлялись в Минпромторг, но они, судя по тексту законопроекта, отражения пока не нашли.

Иван Буранов