Водителей просят пройти на пересадку

Минтранс подготовил инструкции по организации паркингов и сдерживанию автомобилизации
Местным властям предложено начать кампанию по сокращению мест для парковки автомобилей на улично-дорожной сети и внутриквартальных территориях. Это предусматривают профильные рекомендации, которые Минтранс РФ впервые разработал для муниципалитетов. Ведомство советует властям вводить плату за паркинг, когда транспортными средствами занято более 85% имеющихся в наличии мест. Ранее этот рубежный показатель неоднократно приводил дептранс Москвы, аргументируя ввод очередной платной зоны в городе. Один из региональных чиновников в беседе с „Ъ” назвал документ Минтранса «сигналом для регионов об ужесточении парковочной политики для сдерживания роста автомобилизации».

Регионам рекомендуют ужесточить парковочную политику для сдерживания роста автомобилизации. Фото Евгения Козырева

Минтранс опубликовал методические рекомендации для регионов по определению «необходимого количества парковок на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта». Документ разработан в рамках поручения президента Владимира Путина.

Спрос населения на длительную — более суток — парковку авто нужно удовлетворять, внедряя внеуличные парковки, автостоянки и гаражи, рекомендует Минтранс местным властям. При этом количество мест на улично-дорожной сети и на внутриквартальных территориях должно, наоборот, сокращаться. Парковка вдоль улиц вообще должна рассматриваться как временная мера, которая используется лишь в случаях, когда это позволяет пропускная способность магистрали. При этом плату за паркинг рекомендуется вводить, когда транспортными средствами занято более 85% имеющихся в наличии мест (за исключением зон близ поликлиник, больниц и других социальных учреждений).

Местным властям предложено позаботиться о системе «мотиваций» для автовладельцев, чтобы те оставляли машины на перехватывающих парковках и пересаживались на общественный транспорт. Такие парковки, напомним, уже много лет применяются в Москве у станций метро, МЦК и МЦД. Минтранс предлагает размещать перехватывающие паркинги на направлениях с самым интенсивным пассажиропотоком: из пригорода в город и из периферийных районов в центр. Скорость движения наземного транспорта предлагается увеличивать и сокращать интервалы, чтобы поездка получалась быстрее, чем на машине.

У расположенных рядом объектов с разным «функциональным назначением» Минтранс рекомендует использовать одну общую парковку. Например, днем ею пользуются посетители административного здания, а вечером — театра.

В подмосковном минтрансе „Ъ” заверили, что уже применяют положения федеральных рекомендаций, например, в этом году разрешили парковаться по принципу «днем — посетители, ночью — жители». В правительстве Липецкой области сообщили, что планируют руководствоваться методикой при введении платных парковок: «Одна из задач — освобождение проезжей части. В Липецке вопрос создания платных парковок уже прорабатывается, пока окончательного решения не принято». В минтрансе Крыма сообщили „Ъ”, что в муниципалитетах готовы реализовать указания федерального ведомства. В минтранспорта Ростовской области „Ъ” пообещали, что доведут рекомендации до местных администраций. В Иркутской области и в Бурятии региональные власти сообщили, что уже разослали документы в муниципалитеты для получения обратной связи. После обработки информации с мест, методика будет применяться в соответствии с особенностями муниципалитетов.

«Новая методика — сигнал для регионов об ужесточении парковочной политики для сдерживания роста автомобилизации, — резюмирует чиновник одного из региональных ведомств. — В крупных агломерациях новая многоэтажная застройка привела к значительному росту автопарка, при этом дорожно-транспортная инфраструктура все время его догоняет. В итоге получаются парадоксальные ситуации, когда на новых многополосных дорогах образуются пробки. Однако пересадить с личного на общественный транспорт людей, которые уже привыкли к определенному уровню комфорта, будет непросто».

«Регионам дают совершенно верные рекомендации, но на практике я не припомню ни одного субъекта, где бы они были исполнимы, — говорит руководитель обособленного подразделения компании «Городские парковки» в Воронеже Анатолий Кобяшев. — Чиновники объясняют это особенностями сложившейся застройки, градостроительными решениями, которые ограничивают возможность для исполнения рекомендаций на практике, ущемлением прав владельцев зданий, девелоперов да и просто пешеходов и автомобилистов».

Иван Буранов, Анастасия Назарова, Александр Дремлюгин, Сергей Калашников, Влад Никифоров