Внутреннее зрение

на спектакле «Калиф-аист»
«Рассказывать об этом очень сложно, это нужно почувствовать», — с таких слов начинает рассказ о своем спектакле литовский режиссер Каролина Жерните. В минувшие выходные в иркутском театре кукол состоялась премьера самой необычной постановки — для слепых, слабовидящих и зрячих. В общей сложности сказку «Калиф-аист» Вильгельма Гауфа здесь готовили около двух лет — на первом этапе, состоявшемся в 2013 году, режиссер объясняла иркутским актерам лишь принципы своего авторского метода по созданию театральной атмосферы для незрячих: артисты учились слышать и чувствовать город, бродя вокруг собственного театра с завязанными глазами.

Сегодня всем пришедшим на спектакль «Калиф-аист» предлагают почувствовать то же самое — на входе в зрительный зал им завязывают глаза и ведут в сказку. И уже с порога перед внутренним взором каждого возникает настоящий восточный базар: торговцы хватают за руки, расхваливая свой товар, предлагая оценить мягкость шелка, понюхать ароматные фрукты и даже собственными руками потрогать икру галапагосского дракона. Под нескончаемые зазывания продавцов вы проходите таинственными коридорами и оказываетесь в чайхане. Здесь с большинства зрителей снимут повязки, предложив занять места на подушках, а шестеро смелых останутся с завязанными глазами, чтобы стать настоящими участниками спектакля и ощутить всеми органами чувств, кроме зрения, историю о восточном принце, превратившемся в аиста.

Для Каролины Жерните это не первая подобная постановка. Свой дебютный спектакль для слепых она поставила в родном Вильнюсе, затем были спектакли в Москве, Набережных Челнах, Клайпеде… В Иркутск же режиссер попала благодаря московскому творческому объединению «КультПроект», которое продюсирует постановки с участием ведущих режиссеров-кукольников в разных городах России, а также проводит международный передвижной фестиваль театров кукол «Ковчег». В 2013 году «Ковчег» оказался в Иркутске, а вместе с ним приехала и Каролина — чтобы провести на базе театра кукол мастер-классы по работе с незрячим зрителем.

«Такому зрителю не нужно много показывать и рассказывать, он все представляет из маленького звука, запаха или прикосновения, его воображение работает на полную, — объясняет режиссер. — Слепые люди привыкли, что им объясняют каждый шаг, происходящий на сцене или экране, поэтому поначалу некоторые опасались, что без таких комментариев они ничего не поймут. Я стараюсь сделать так, чтобы слепые дети поняли все, что происходит, без объяснений. Когда мы выбираем драматургию, то всегда думаем про ощущения и про возможность, как лучше и больше их создать. А в «Калифе-аисте» есть полет, есть болото, есть большая толпа народа. Атмосферу можно создать, а кроме того, интересны и сами персонажи сказки».

На самом деле этот спектакль для каждого человека — нужно просто довериться артистам, позволить завязать себе глаза и шагнуть в сказку

С каждым «слепым» зрителем работает от одного до трех актеров. Вот в руках незрячего оказывается чай, а к ноге ластится кошка, вот в лицо попадают брызги от прыгнувшей из болота лягушки, а вот прямо по плечам проползает змея, которую нужно поймать. В этом тоже заложена идея режиссера: «Я хочу, чтобы актер служил зрителю, а не красовался на сцене». Не менее интересно наблюдать за процессом и всем остальным, сидящим в маленьком зале. С одной стороны, они тоже попадают в полноценную сказку, созданную средствами театра кукол, с другой — оказываются посвященными в «кухню» театра, присутствуют на своего рода мастер-классе по созданию атмосферы спектакля.

Впрочем, иркутяне в массе своей пока слишком уж настороженно относятся к экспериментам подобного рода. Как говорит заведующая литературной частью театра «Аистенок» Ирина Гладких, перед коллективом встала неожиданная проблема — иркутские зрители не готовы покупать билеты на такой необычный спектакль. «У нас приглашены зрители из коррекционных школ, плюс на каждом показе у нас будут дети из интерната для слепых и слабовидящих, но обычные зрители почему-то боятся покупать билеты на этот спектакль, — рассказывает она. — Как только они видят фразу «для слепых», они сразу думают: нет, это не для меня. На самом деле этот спектакль для каждого человека — нужно просто довериться артистам, позволить завязать себе глаза и шагнуть в сказку».

Антон Кокин