Внезапный Гергиев

Приезд Валерия Гергиева с симфоническим оркестром Мариинского театра в Иркутск становится доброй традицией. Свой четвертый визит в Приангарье маэстро совершил в рамках Московского пасхального фестиваля, которым руководит уже 13 лет. В этом году вместе с оркестром он вихрем пролетел всю Россию от Калининграда до Владивостока, чтобы за две недели дать десятки концертов, а 9 мая вернуться в столицу и завершить музыкальный марафон исполнением оперы Верди «Трубадур» в большом зале Московской консерватории. В Иркутске Валерий Гергиев вновь напомнил властям о необходимости строительства концертного зала, а также высказался за формирование местного тысячеголосого хора.

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вместе с пианистом Денисом Мацуевым, который не упустил возможности вновь оказаться в родном городе, дал сразу два концерта за один вечер. В первом выступлении, намеченном на 19.30, но начавшемся на 30 минут позже из-за опоздания поезда из Красноярска, на котором прибыли музыканты, оркестр исполнил прелюдию к третьему акту из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Штрауса и «Прометей» Скрябина. В исполнении последнего произведения к оркестру присоединились пианист Денис Мацуев и Сводный хор Иркутской области, который впервые вышел на сцену Иркутского музыкального театра имени Загурского. Стоит отметить, что участие хора было желанием маэстро Гергиева, для которого хоровая музыка стала своего рода идеей фикс. В начале января этого года на новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялся первый концерт сводного Детского хора России, состоящего из тысячи молодых исполнителей 83 регионов страны в возрасте от 9 до 14 лет. В сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева были исполнены произведения российских и советских композиторов, русские и украинские народные песни. Позже сводный хор, в который, кстати, попали 10 человек из Иркутской области, принял участие в церемонии закрытия Олимпийских игр Сочи 2014.

Теперь маэстро Гергиев, кажется, загорелся идеей организовать подобные хоровые коллективы во всех регионах России. «Мне кажется, чем раньше в Иркутске появится мощный, может быть даже тысячеголосый хор детей, тем лучше будет выглядеть ваше и наше музыкальное будущее, — отметил он перед началом концерта в Иркутске. — Это надо сделать. И это не так сложно. Для этого не нужно покупать скрипки Страдивари и приглашать сюда сотни специалистов. Нужны ум, добрая воля и сибирский характер — а детей-то уж найти можно, и не одну тысячу. А мы со своей стороны можем помочь всеми возможными средствами».

Перед началом первого концерта дирижер давал своим музыкантам указания не играть слишком громко, чтобы не заглушать иркутский хор, расположившийся в глубине сцены. Вместе с музыкантами оркестра количество выступавших на сцене музыкального театра 25 апреля составляло почти 200 человек. Маэстро Гергиеву пришлось потрудиться, чтобы разместить их всех на сцене. Поэтому на предшествующей концерту пресс-конференции с неизбежностью вновь был поднят вопрос о строительстве в Иркутске концертного зала. «Мне приятно вновь быть в Иркутске вместе с оркестром, мы приехали из Красноярска, где давали концерт в Большом концертном зале, который меня очень порадовал своими размерами. Там на сцене спокойно можно было разместить три оркестра. А здесь мы кое-как все поместились, некоторых музыкантов пришлось задвигать в кулисы, — отметил дирижер. — Поэтому мы ждем появления такого зала и в Иркутске, об этом мы говорили и год, и два, и три назад. И процесс, как мне кажется, уже начался в верном направлении. Вы так близко расположены к Китаю, где этот процесс идет очень быстро. Там раз в полгода открывается громадный театр или шикарный новый концертный зал, пусть вас вдохновляют эти примеры. Теперь такой же процесс должен начаться не в Москве и Петербурге, а именно в регионах, и тогда будет этот общий подъем, о котором мы все мечтаем».

Присутствовавший тут же министр культуры и архивов Виталий Барышников был вынужден прояснить ситуацию, которая действительно обсуждается каждый год, когда в Иркутске оказываются музыканты Мариинского театра или проходит фестиваль «Звезды на Байкале». «Конечно, Иркутску не хватает современного концертного зала, который бы вмещал более тысячи человек. Самый большой на сегодня зал как раз у Иркутского музыкального театра — он вмещает 880 человек. Но я знаю, что даже с учетом двух концертов в один вечер, осталось много людей в Иркутске, которые очень хотели, но не смогли на них попасть, — отметил министр, избегая конкретики. — Сегодня нам важно очень ответственно подойти к строительству нового концертного зала и качественно спроектировать акустику и само здание. Работа в этом направлении ведется. Это тема номер один для нас».