Власть иллюзий  

Смотреть каждый новый фильм Вуди Аллена все равно что слушать очередную песню любимой группы. Пусть она не слишком отличается от предыдущей, но зато написана в том же стиле, который ты по-настоящему любишь. Наслаждение начинается уже со вступительных титров, шрифт и оформление которых не меняется на протяжении десятилетий. Надпись WrittenandDirectedbyWoodyAllen, показанная на черном фоне под ненавязчивый легкий джаз, как-то сразу отключает от окружающей действительности и обещает, что следующие полтора часа пройдут беззаботно. Вот она приятная стабильность, которую господин Аллен обеспечивает своим фанатам уже на протяжении почти 40 лет, снимая к их радости как минимум по одному фильму в год. А ведь самому ему уже почти 80.

И вот — еще одна картина, вышедшая на российские экраны в минувший четверг: «Магия лунного света» с Колином Фертом и Эммой Стоун в главных ролях. В этот раз мастер легких, но умных комедий взялся за тему противостояния фокусников и медиумов, то есть тех, кто своим трудом достиг невероятного мастерства в создании иллюзий, против тех, кто получил этот дар от Бога. Можно было бы подумать, что это отсылка к Моцарту и Сальери, и в какой-то момент эта аналогия действительно обозначается в фильме, однако Аллен не был бы Алленом, если бы не перевернул все с ног на голову.

«Магия лунного света» рассказывает историю из 20-х годов прошлого века, в которой знаменитый иллюзионист-скептик Стенли Кроуфорд (Колин Ферт) отправляется на Лазурный берег, чтобы разоблачить прекрасную девушку-экстрасенса Софи (Эмма Стоун), опутавшую своими чарами одно богатое семейство ради выгодного замужества. Зануда-пессимист, искренне убежденный, что «мистер Ницше избавился от темы Бога весьма убедительно», он не верит в сверхъестественные способности человека, хотя сам занимается тем, что дурит людей, создавая иллюзии и показывая фокусы с исчезновением слона. Однако очаровательная Софи убеждает его в том, что действительно умеет вызывать души умерших людей и читать мысли. Вместе с обретенной верой в чудеса герой Колина Ферта начинает смотреть на мир по-другому.

«У жизни может, а может и не быть цели, но какая-то магия в ней определенно есть», — эту мысль режиссера почти в финале картины озвучивает один из героев. Магия эта, естественно, называется любовью, и тут не надо ходить к экстрасенсу, чтобы понять, что Стенли и Софи в конце концов полюбят друг друга. Впрочем, это лишь поверхностный взгляд, так сказать первый содержательный слой. Тема фокусов, думается, появилась в фильме отнюдь неспроста. Это метафора, и притом дающая простор для трактовок. Ведь что такое в сущности кино, как не великая иллюзия, созданная целой командой фокусников? Воспринимать ли ее как ловкость трюкачей или божественное откровение — на это воля каждого зрителя, но с тем, что кино любят все, не поспоришь. Сам же Вуди Аллен (и как сценарист, и как режиссер) за время картины минимум дважды довольно ловко обманывает ожидания зрителей, делая неожиданные повороты в сюжете. И именно он здесь самый искусный фокусник, экстрасенс и медиум, создающий настоящую магию лунного света. Ретроавтомобили, живописный Лазурный берег, классические дома, изысканные интерьеры, герои, одетые по моде 30-х годов прошлого века — такой фон не может не очаровать зрителя, и в этот момент с ним можно делать все что угодно. Впрочем, зритель (и тут мы неожиданно процитируем Пушкина) и «сам обманываться рад» — он за тем и приходит в кинотеатр.