Владимир Орехов: от Бумбараша до задней части коровы

13 ноября в переполненном театре имени Охлопкова состоялся бенефис заслуженного артиста РФ Владимира Орехова. Актеру в этот день исполнилось 55 лет, и 33 из них он служит драматическому театру. Поздравить юбиляра пришли не только актеры всех театров города, которые сделали это по-театральному весело, но и власти города. На своем бенефисе актер Орехов, чья фамилия в этот день чаще всего рифмовалась со словом «успехов», исполнил отрывки из двух недавних спектаклей, выпущенных драмой. Помещик Плюшкин из «Наш господин Чичиков» и Сол Бозо из спектакля «Дорогая Памела, или Как пришить старушку» оказались увязаны в одну театральную композицию, и получился театр, в котором заправляют Суфлер (Николай Дубаков) и Пожарный (Яков Воронов). Накануне юбилея мы встретились с Владимиром Ореховым, чтобы поговорить об актерской профессии.

На своем бенефисе актер Орехов исполнил отрывки из двух недавних спектаклей, выпущенных драмой: помещика Плюшкина из «Наш господин Чичиков» и Сола Бозо из спектакля «Дорогая Памела, или Как пришить старушку»

авайте начнем с самого начала. Расскажите, пожалуйста, как вы стали актером.

— Сам я из Хабаровска. У нас семья нетеатральная, никто не был связан ни с театром, ни вообще с искусством. Но когда я пошел в первый класс школы, моя мама, чтобы я не бегал по улицам, отвела меня во Дворец пионеров в кружок художественного слова. Почему художественного слова? Наверное, потому что я научился читать в три года. И когда в семье было застолье, меня ставили на табурет, и я читал стихи, которых знал тогда уже очень много. А там была педагог Надежда Яковлевна Хаит, бывшая актриса, которая преподавала художественное слово и вела драматическую студию. После того как я походил год-два на художественное слово, она перевела меня в драмкружок, потому что там было мало мальчиков. И вот где-то со второго-третьего класса и вплоть до десятого я занимался в этом драмкружке. Нас там было три Вовки, и мы там просто гремели в этом Дворце пионеров, были знаменитостями. Окончив школу, мы втроем поехали в город Владивосток поступать в Дальневосточный институт искусств на театральный факультет. И все втроем поступили. Набирал наш курс Петр Ершов, ученик Станиславского. Институт был молодой, и там было очень много хороших педагогов. Окончив институт, я вернулся в Хабаровск и стал работать там.

— А как вы оказались в иркутском драматическом театре?

Кто есть кто
Владимир Орехов

Дважды лауреат Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза», учрежденного в Нижнем Новгороде. В 2000 году награжден Почетной грамотой мэра города Иркутска, в 2002 году — Почетной грамотой губернатора Иркутской области. Сейчас занят в спектаклях: «С любимыми не расставайтесь», «Король Лир», «Осенние скрипки», «Мнимый больной», «Сидеть! Лежать! Любить!», «Не так? Живем, как хочется!», «Тот, кто получает пощечины», «Поминальная молитва», «Колчак», «Наш господин Чичиков», «Первая любовь», «Дорогая Памела, или Как пришить старушку», «Хозяйка гостиницы». Звание «Заслуженный артист РФ» присвоено артисту в 2001 году.

— Моя супруга — актриса Лариса Артамонова — из Иркутска, сейчас она преподает в театральном училище актерское мастерство. А тогда мы выбрали из двух городов Иркутск. Я переехал сюда в 1980 году. И мы стали работать в ТЮЗе. Через два с половиной года я перешел в драму. Она тоже должна была перейти вслед за мной, но не получилось. А работать в разных театрах было очень тяжело — мы не виделись по полгода, потому что в ТЮЗе гастроли начинались в апреле и длились до конца мая, а у нас гастроли начинались в июне. Тогда много гастролировали. И мы решили уехать. Мы уехали в Павлодар (город в Казахстане — «ВФ») — в драматический театр имени Чехова. Потом началась перестройка, и мы вернулись в Иркутск. И вот с 1993 года по нынешнее время я служу в Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова.

— Расскажите о своих ролях. Сколько, хотя бы примерно, вы их сыграли?

— У меня нет такой статистики. Когда-нибудь я ее, наверное, составлю. Вот в прошлом сезоне я сыграл в четырех премьерных спектаклях. Это для актера очень хорошо, считается. Когда я был молодым, я играл и по семь, и по восемь премьерных спектаклей в год. Если учесть, что 33 года я в театре, то в среднем получится по пять премьер в год. Сколько это будет? Много. И когда я начинал, играл и Бумбараша, и Малахова в «Остановите Малахова», и Бэкингема, но наряду с этим я играл и заднюю часть коровы, и Петуха в «Кошкином доме», и Солдата без слов.

— Как сейчас можно определить ваше амплуа?

— Я бы сейчас сказал — характерный актер. Но за свою жизнь я кого только не переиграл, и если брать по тем канонам: и герой, и социальный герой, и герой-любовник, и характерные роли — много всего. Сейчас уходит эта классификация, но все равно остается некая ниша, которую актер занимает, и тогда он купается в роли.

— У вас есть любимые роли?

— Есть такое выражение, которое не мной придумано: самая любимая роль та, которую я репетирую, потому что ее больше пестуешь, потому что она ближе, потом появляется другая роль, и эта отходит на второй план. Но все равно, конечно, есть роли, которые давали какой-то толчок к будущим ролям, причем необязательно, чтобы это была главная роль. Их было много за 33 года. Бумбараш, Том в «Стеклянном зверинце»; в Иркутском ТЮЗе, когда Кокорин ставил «Лесную песню», я играл Льва, который тоже стал для меня какой-то определяющей ролью. Да это и сейчас происходит — роли в недавних спектаклях: «Мнимый больной», «Дорогая Памела», «Первая любовь». И все они мне дороги.

— Есть ли у вас любимые авторы?

— Я не сказал бы, что я очень много читаю. Просто не хватает времени. Считается, что если человек актер, то он должен читать пьесы. Это совсем необязательно. Я недаром взял на бенефис монолог Чехова. Его можно бесконечно читать и перечитывать. Еще часто я перечитываю Бабеля. Когда-то я даже очень хотел взять его «Одесские рассказы», соединить и сделать какой-то спектакль. Но для этого нужно время.

— Стандартный вопрос: что бы хотелось еще сыграть?

— Все, что дадут, то и хочется играть. Хочется играть в хороших классических пьесах: Чехов, Гоголь, Шекспир, Мольер. А вообще, если я сейчас скажу, что я хочу сыграть, от этого ничего не изменится. Вот будет написано: артист Орехов хочет сыграть Бабу Ягу, и ничего не изменится. А если это случится, то лучше я потом скажу, что я давно хотел эту роль. Хотя Бабу Ягу я играл. И, говорят, неплохо.

Антон Кокин